Расскажите о взаимоотношениях россии со странами ближнего и дальнего зарубежья

0 голосов
110 просмотров

Расскажите о взаимоотношениях россии со странами ближнего и дальнего зарубежья


История | 110 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени - перспективы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если в начале 90-х годов на страны ближнего зарубежья приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в середине 90-х годов их доля упала соответственно до 15,4% и 16% (состояние внешнеторговых отношений со странами СНГ изложено в п.р. 4.1). Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых.

Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.

Справочно.

По данным Российского статистического агентства со ссылкой на данные Межгосударственного статкомитета СНГ рост промышленного производства по итогам января-июля 1999г. был официально зарегистрирован в 8 из 12 стран СНГ.

По данным статистики, по сравнению с январем-июлем 1998г. наибольший рост производства был отмечен в Таджикистане (на 6,6%), Белоруссии (на 6,5%), Армении (на 5,7%), Узбекистане (на 5,6%).

В России производство увеличилось на 4,5%, в Азербайджане - на 2,7%, в Грузии - на 0,4%, на Украине - на 0,3%.

По данным статистики, наибольший рост валового внутреннего продукта по итогам первых 7 месяцев 1999г. среди стран СНГ зарегистрирован в Азербайджане (6,0% от уровня января-июля 1998г.) и Армении (5,4%). В Киргизии ВВП в январе-июле увеличился на 3,7%, в Таджикистане - на 2,1%, в Белоруссии - на 1,0%. На Украине падение ВВП по итогам января-июля нынешнего года составило 2,9% от уровня января-июля 1998г. По предварительным данным, в 1-м полугодии 1999г. ВВП Казахстана снизился на 3,3%, России - на 1,0%.

По данным статкомитета СНГ, за первые 7 месяцев 1999г. (с 1 января по 31 июля) наиболее высокие темпы инфляции среди стран СНГ были отмечены в Белоруссии - 97,2%. В Киргизии потребительские цены за 7 месяцев выросли на 32,5%, в России - на 28,0%, Молдавии - на 25,6%, Таджикистане - на 23,2%. В Армении инфляция с начала года составила 0,9%, в Казахстане - 12,9%, на Украине - 7,5%. Вместе с тем в Азербайджане потребительские цены снизились на 2,4% /22 /.

Заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма, экономического взаимодействия. При этом важнейшая задача - сохранение и дальнейшее развитие сложившейся ранее интеграции со всеми без исключения странами СНГ. При этом возможны несколько моделей экономических отношений с этими странами.

В основе первой модели лежит единое экономическое пространство, включая общую денежно-кредитную систему, отсутствие каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободное передвижение населения, скоординированная политика, общая линия по отношению к третьим странам. Такого уровня интеграции сегодня нет, но поскольку пока сохраняются отдельные ее элементы есть необходимость их поддерживать и по возможности укреплять.

Вместе с тем ясно, что в экономическом пространстве СНГ невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений, поэтому происходит их дифференциация. В основу другой модели может быть положен таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств.

Следующей возможной моделью экономических отношений может быть ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнерами ведется беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою индивидуальную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.

В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.

В январе 1993г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК).

Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях. Фактически только в 1995г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двухсторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.

(67 баллов)
0
0 голосов

Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени - перспективы экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если в начале 90-х годов на страны ближнего зарубежья приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в середине 90-х годов их доля упала соответственно до 15,4% и 16% (состояние внешнеторговых отношений со странами СНГ изложено в п.р. 4.1). Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых.

Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.

Справочно.

По данным Российского статистического агентства со ссылкой на данные Межгосударственного статкомитета СНГ рост промышленного производства по итогам января-июля 1999г. был официально зарегистрирован в 8 из 12 стран СНГ.

По данным статистики, по сравнению с январем-июлем 1998г. наибольший рост производства был отмечен в Таджикистане (на 6,6%), Белоруссии (на 6,5%), Армении (на 5,7%), Узбекистане (на 5,6%).

В России производство увеличилось на 4,5%, в Азербайджане - на 2,7%, в Грузии - на 0,4%, на Украине - на 0,3%.

По данным статистики, наибольший рост валового внутреннего продукта по итогам первых 7 месяцев 1999г. среди стран СНГ зарегистрирован в Азербайджане (6,0% от уровня января-июля 1998г.) и Армении (5,4%). В Киргизии ВВП в январе-июле увеличился на 3,7%, в Таджикистане - на 2,1%, в Белоруссии - на 1,0%. На Украине падение ВВП по итогам января-июля нынешнего года составило 2,9% от уровня января-июля 1998г. По предварительным данным, в 1-м полугодии 1999г. ВВП Казахстана снизился на 3,3%, России - на 1,0%.

По данным статкомитета СНГ, за первые 7 месяцев 1999г. (с 1 января по 31 июля) наиболее высокие темпы инфляции среди стран СНГ были отмечены в Белоруссии - 97,2%. В Киргизии потребительские цены за 7 месяцев выросли на 32,5%, в России - на 28,0%, Молдавии - на 25,6%, Таджикистане - на 23,2%. В Армении инфляция с начала года составила 0,9%, в Казахстане - 12,9%, на Украине - 7,5%. Вместе с тем в Азербайджане потребительские цены снизились на 2,4% /22 /.

Заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма, экономического взаимодействия. При этом важнейшая задача - сохранение и дальнейшее развитие сложившейся ранее интеграции со всеми без исключения странами СНГ. При этом возможны несколько моделей экономических отношений с этими странами.

В основе первой модели лежит единое экономическое пространство, включая общую денежно-кредитную систему, отсутствие каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободное передвижение населения, скоординированная политика, общая линия по отношению к третьим странам. Такого уровня интеграции сегодня нет, но поскольку пока сохраняются отдельные ее элементы есть необходимость их поддерживать и по возможности укреплять.

Вместе с тем ясно, что в экономическом пространстве СНГ невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений, поэтому происходит их дифференциация. В основу другой модели может быть положен таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств.

Следующей возможной моделью экономических отношений может быть ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнерами ведется беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою индивидуальную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.

В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.

В январе 1993г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК).



(20 баллов)