Ощущение единства мира, возможности гармонического содружества людей, существования общего закона, управляющего миром, целостного плана, по которому мир был создан и согласно с которым бог управляет миром, было глубоко присуще русскому человеку XVI века и составляет одну из самых характерных черт его мировоззрения. В этом проявились коллективное начало, эпический строй, присущие русскому взгляду на мир. Отмеченная черта глубоко связана с народным характером русской культуры XVI века с тем живым чувством «мира», которое жило в коллективной организации русского общества XVI века, начиная от деревенского часовенного прихода и вплоть до Московского государства, как целостного организма. Индивидуальные устремления, присущее каждому человеку «особное», должны были быть подчинены целому народному коллективу, жизнь которого основана на базе космического закона. В условиях господства религиозных форм мышления этот закон мыслился как божественный промысел о мире и людях. Этот промысел и является «божественной премудростью» - «софией».
По представлениям русского человека XVI века, его собственная судьба и судьба всего людского коллектива лежит тем не менее в руках человека, как индивидуального человека, так и всего коллектива русского общества. Человек и человеческое общество могут действовать согласно с господствующим в мире планом жизни космоса, природы и человека, или они могут действовать вразрез с этим планом. В последнем случае человек и человеческий коллектив поступают «в суете ума своего», т.е. «без ума». Все их предприятия, возникшие из такого индивидуалистического произвола, неминуемо обречены на гибель. Все же выбор того или другого пути является свободным актом человеческой воли - ответственнейшим ее актом.