Момент, когда древний человек взял руки уголек и нарисовал на каменной стене своей пещеры первую линию, не запечатлен исторической датой, но этот случай сделал его художником. Постепенно линии складывались в контуры, стали похожими на фигуры, на окружающий мир и события. Для того периода эти изображения были магическими и несли глубокий эмоциональный смысл.
Шло время, и человек не только занимался добычей пищи, но и стал обустраивать свое жилище, украшать его. Стремление к познанию окружающего мира обратило его душу и к красоте, которая существовала в нем. Гармоничное соединение с природой превращало дома, очаги, мебель, утварь, одежду, игрушки уже в настоящие произведения искусства. Красивые формы дополнялись изображениями людей, орнаментами, сюжетными сценками, цветами, а также изображениями птиц и зверей.
Реальность переставала быть реальностью и озаренная фантазией человека становилась сказочной и поистине волшебной. Так появилась и расцвела роспись. О некоторых ее видах мы и расскажем.
Городецкая роспись
Начало XIX в. ознаменовалось всплеском промыслов в народе и его творческом подходе к всевозможным изделиям. Например, ярко и красочно заблистала городецкая роспись по дереву, в деревнях Нижегородской губернии, которые располагались в округе от города Городца.
Искусство нижегородских мастеров в росписи отличалось разнообразием. Это и пышные гирлянды, и живописные букеты, в которых присутствовали фантастические цветы, и невиданные по красоте птицы, олицетворявшие счастье. Но центральной фигурой почти всех композиций городецкой росписи является «конь-огонь». Его смелость подчеркивается вытянутой шеей и этот символ сегодня - визитная карточка местных художников.
От городских сюжетов, используемых в изображениях, веет теплотой, покоем, философским смыслом и уютом. На утвари изображаются то лихие всадники, то симпатичные дамочки, прогуливающиеся с галантными кавалерами. Сценки с чаепитием на фоне интерьеров с обязательными колоннами, окнами с занавесками, поражающими своей пышностью, настенными часами – старинными и помпезными.
Семеновские шедевры
Все знают деревянные ложки, прославившиеся в России особой и неповторимой росписью. Все когда-то обязательно имели в своем детском арсенале игрушек яркую симпатичную Матрешку. Это – традиционные токарные изделия семеновских мастеров. Семеновской росписью можно любоваться на матрешках, ставших знаменитыми и за границей, считающимися символом России.
Родиной семеновской росписи также является Нижегородская земля. Семеново – город талантливых людей, которые используют в своих творениях мотивы мастеров Древней Руси с традиционным «травным» орнаментом. Потому центральный рисунок – это букет в руках красавицы и ее фартук с фантастическими цветами, которые особенно смотрятся на неокрашенных плоскостях. В сюжетах преобладают красный цвет, а также желтый и синий цвета, и используются анилиновые краски.
Живописная посуда из Хохломы
Посуда всегда была необходима, как на Руси, так и в наши дни. Но изготовленная из дерева она вскоре изнашивалась. Запросы на этот вид изделий народного промысла росли, а потому и география изготовления посуды расширялась.
Село Хохлома в исторических документах начало встречаться уже с XVI в. На него обратили внимание беглые художники-иконописцы, благодаря которым деревянная посуда, украшенная неведомой росписью, преобразила ее, как и всю кухонную утварь. Она заблистала золотом солнечных лучей и красными отблесками вечерних зорь.
Хохломскую роспись можно узнать сразу по нарядному виду изделий. В технологии росписи присутствует и олифа, которую живописцы применяли, чтобы она предохраняла изображения от влаги. Древний прием «вызолачивания» сделал посуду доступной, как для богатого слоя населения, так и для бедноты. Потому узнать хохлому легко по ее золотому фону. «Золотая хохлома» берет свое начало от техники иконописи.
Неповторимым хохломскую роспись сделали многие поколения мастеров, совершенствуя это искусство. Хохломская роспись – это растительные изображения, которые в виде стеблей, лепестков, ягод и цветов словно обвивают стенки сосудов, переходя и на внутренние поверхности.
В XVIII в., а это наивысший расцвет хохломского промысла, обозначаются «верховой» и «фоновый» типы письма. «Верховая» роспись отличалась ажурным рисунком и пластичным мазком. В «фоновой» росписи применялись красные или черные цвета для фонов, по которым рисовались золотые рисунки.