Рукописные
книги создавались в мастерских-скрипториях . В столице Византии Константинополе
скрипторий основал Констанций II, при котором также в столице появилась публичная
библиотека (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также
при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре. Для того,
чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого
свинца, позднее для этой цели использовался грифель. Текст каллиграфы наносили
чернилами с помощью тростникового пера ,деревянной палочки, позднее
использовались также птичьи перья. Со временем листы некоторых рукописей стали
окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового
абзаца писалось красными чернилами. Каллиграфов, писавших начала абзацев,
называли рубрикаторами (от латинского «рубер» — красный). Появилось мягкое и
округлое унциальное письмо, удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет
его приходится на 4 век.Так как пергамен был очень дорог, его часто
использовали повторно — тексты смывали специальными составами, скоблили пемзой
и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения,
называются палимпсестами. Бо́льшей частью таким образом в средние века
уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи — в эпоху
высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений
отцов церкви.
Падение
Римской империи в 5 веке уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В
Западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как
сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в 6 веке
подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость
книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство.
До изобретения и широкого распространения печатного станка практически все
книги копировались от руки, ввиду чего рукописные издания были довольно редки и
дороги. Небольшие монастыри обыкновенно имели несколько десятков книг, в
распоряжении более крупных насчитывалось до нескольких сотен; к 9 веку крупной
считалась коллекция в 500 книг, и даже к концу периода Средневековья папская
библиотека в Авиньоне и собрание книг Сорбонны насчитывали лишь около двух
тысяч изданий