ОБЪЯСНИТЕ пример чести в данном тексте ( аргумент из текста о чести) (1)После третьего...

0 голосов
65 просмотров

ОБЪЯСНИТЕ пример чести в данном тексте ( аргумент из текста о чести)
(1)После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась взволнованная практикантка Ерошкина. (2)Лицо у неё пылало, веснушки дрожали на носу.
(3)— Здравствуй, мальчик, — тревожно сказала она. — (4)Ты дежуришь? (5)Толик кивнул.
(6)— Я напишу на доске примеры, — сказала она, берясь за мелок, — а ты смотри не стирай! (7)И стала выводить округлые, красивые буквы.
(8)— Только, пожалуйста, — выходя из класса, обернулась на пороге Ерошкина, — только, пожалуйста, приготовь тряпку.
(9)Толик кивнул ей и побежал к крану. (10)Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми.
(11)Он кинул тряпку в ящичек — и обомлел: примеров на доске не было. (12)Их будто кто-то слизнул языком.
(13)Он всё стоял, ошалело глядя на доску, когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. (14)Шествие замыкала розовая от волнения практикантка. (15)Ничего не замечая, она простучала каблучками к столу, раскрыла журнал, но в это время сзади произошло движение.
(16)«Камчатка» загудела, студентки заволновались и поплыли из класса обратно. (17)Печальное шествие замыкала практикантка Ерошкина. (18)Она громко сморкалась в кружевной платок, и Толику стало ужасно жалко её.
(19)В класс ворвалась Изольда Павловна и, поднеся к глазам руку с часиками, сказала: «Быстро, кто это сделал?»
(20)Дверь распахнулась, и на пороге появился директор Михал Михалыч. (21)В мёртвой тишине директор прошёл по рядам и сел на последнюю парту. (22)Ещё один ученик.
(23)— Ну что ж, — ледяным голосом сказала Изольда Павловна. — (24)Кто дежурный? (25)Толик поднялся, опустив голову, сознавая свою вину. (26)И в самом деле, подумай он про тряпку раньше, и всё бы было в порядке.
(27)— О-о! – удивилась Изольда Павловна. — (28)Так это ты дежуришь, Бобров! (29)Значат, это ты стёр примеры с доски?
(30)— Зачем? — растерянно спросил Толик.
(31)— Ну не знаю, - ответила Изольда Павловна, — мало ли…
(32)Толик вдруг разозлился. (33)Ещё чего не хватало. (34)Он дежурный — и он же стёр. (35)Не много ли на одного?
(36)— Я выходил смочить тряпку, — ответил Толик как можно спокойнее, — меня попросили.
(37)— Ну ладно, — недоверчиво произнесла Изольда Павловна.
(38)Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. (39)Каждый из ребят, наверное, стоит, и думает: «За что я тут мучаюсь, виноватого всё равно не найти, не сознается, так пусть отвечает дежурный: следить за доской он должен, с него и спрос!»
(40)Урок кончился, прошла перемена, снова затарабанил звонок, и теперь должна была начаться литература. (41)А в классе стояла тишина. (42)Ребята переглядывались между собой, рассеянно улыбались.
(43)— Долго мы будем сидеть? — спросила, осмелев, Машка Иванова.
(44)Странно, — директор пожал плечами.
(45)— Кто то виноват, а мы сиди! — осмелела Машка.
(46)— А вот это плохо, — ответил директор, останавливаясь у доски, — очень плохо. (47)Вы должны быть как в поговорке: один за всех, и все за одного. (48)И дружить, и отвечать. (49)Всем за одного заступаться. (50)Всем за одного отвечать. (51)И одному за всех.
(52)Толик посмотрел на директора с интересом: ему понравилось, как сказал Михал Михалыч.
(53)То, что все должны отвечать за одного, давно известно, а вот что один за всех — это верно. (54)И страшно важно.
(55)— Мы уже устали! — резко сказал директору Коля Суворов.
(56)Михал Михалыч внимательно посмотрел на Колю.
(57)— Ребята, – сказал он негромко, — я вам дам один совет. (58)Обещайте Изольде Павловне, что вы разберётесь сами. (59)И действительно, разберитесь сами, по человечески. (60)И я ещё одно скажу, хотя эти слова, наверное, вам повторяют каждый день: вы — люди!
(61)Он помолчал. (62)Класс притих, внимательно глядя на директора.
(63)— Всё бывает с людьми, сказал директор, — но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и челове


Русский язык (148 баллов) | 65 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Автор текста ,писатель и журналист А. Лиханов поднимает в отрывке важную проблему - проблему чести и ответственности человека  за свои поступки.
Действительно ли все дети  в классе должны отвечать за того ,кто  совершил мелкую пакость: стер с доски задание ,написанное практиканткой к открытому уроку ?Урок сорван ,все расстроены ,дежурный считает себя виноватым ,что недосмотрел...Настоящий виновник помалкивает и прячется за спинами одноклассников .
В этой ситуации мудрость проявил директор: он не требует виновного немедленно сознаться. Он предлагает детскому коллективу самому решить  эту проблему :"...разберитесь сами, по человечески. (И я ещё одно скажу, хотя эти слова, наверное, вам повторяют каждый день: вы — люди!...
— Всё бывает с людьми, сказал директор, — но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и человек."
Я понимаю слова директора как то ,что люди должны по - человечески решать  трудные вопросы .Это значит ,что необходимо честно сознаться в проступке ,не прятаться ,а достойно выйти из положения ,чтобы не наказывали невиновного Толика ,чтобы дети дали понять нарушителю - однокласснику  всю  неприглядность его поведения ,бесчестность его молчания .Ведь и правда: ошибиться может каждый .Главное - остаться человеком! 
Булат Окуджава писал:"Совесть ,благородство и достоинство - вот оно святое наше воинство" .О том же пишет и А.Лиханов .


(245k баллов)