1. ГОГОЛЬ И ПУШКИН
Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось 20 мая 1831г. В Петербурге на вечере у Плетнёва, которое вскоре перешло в дружбу. Сближение с Пушкиным оказалось решающим в развитии общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Великий поэт сразу заметил в молодом авторе необычайную одарённость и полюбил его как надежду русской литературы. Он ввёл Гоголя в свой интимный круг, где бывали Крылов, Вяземский, Жуковский, Одоевский, художник Брюллов… По свидетельству самого Гоголя, Пушкин правильно определил основную особенность его таланта. [4,с.349]
…Пушкин был первым ценителем произведений Гоголя, его советчиком и наставником в литературе. «Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собою только Пушкина… Мне дорого его вечное непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем обязан ему»…
Гоголь платил Пушкину за внимание и дружескую помощь нежной и истинной любовью. [4,с.350]
По сути, Пушкин являлся учителем Гоголя, а у учителя и ученика, как правило, общие взгляды на видение жизни.
2. ПЕТЕРБУРГ В ГОГОЛЕВСКИХ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ»
Гоголь прибыл в Петербург в январе 1829г. (первое письмо он отправил маменьке из Петербурга 3 января, почти сразу же после прибытия).
…Мечтая о Петербурге, Гоголь всегда представлял себя в весёлой светлой комнате окнами на Неву. Но, как быстро выяснилось, в особняках на набережной жили люди богатые. А им с Данилевским пришлось довольствоваться убогой квартиркой на Гороховой улице.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». [1,с.10]
В гоголевских «Петербургских повестях», созданных в 1831 – 1841гг., в значительной мере сказались эти первые, глубоко отрицательные, впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Ему удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в секреты и тайны, таящиеся в его «душе», постичь скрытую от глаз простого обывателя «фантастику» Петербурга. Для Гоголя это прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный, гибельный город, существующий в двух мирах – реальном и нереальном. Все повести связаны общностью проблематики – это и власть чинов, денежных и материальных ценностей, также единством основного героя – разночинца и «маленького» человека; целостностью ведущего пафоса – это развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы, пагубно влияющей на моральное и душевное здоровье горожан. Всё это правдиво воссоздаёт обобщённую картину Петербурга тех лет, концентрированно отражавшую социальные противоречия, свойственные всей России.
В повести «Невский проспект» Гоголь изобразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарёв) и пошлой действительностью, противоречие между безумной роскошью, богатством и глупым расточительством меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города.
В повести «Нос» Гоголь рисует чудовищную власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической субординации, когда личность как таковая теряет всякое значение, писатель искусно использует фантастику как усилительный приём для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем.
Фантастика, органически вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает особый смысл, усиливает степень разоблачения общественных пороков.
Петербург Гоголя – это «городские лачуги, в которых ютится беднота, департаментские канцелярии, мастерские художников.