В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого
поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский
«различны меж собой» , как «волна и камень, стихи и проза, лед и
пламень» .
Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни,
стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между
романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись
Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что
крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них
имеется много общих черт.
Что же роднит Онегина и Ленского? Как
известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому
воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов,
привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского
много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от
русской действительности:
«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил» .
Ленский
же «из Германии туманной привез учености плоды» , он жил и воспитывался
за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским» .
Но не
только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского,
оно помогло им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из
окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из
Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил
света шум» , он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я
модный свет ваш ненавижу» .
Среди приниженной глупости и тупости
поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает
благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство
мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере
отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина
сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен
«вольнолюбивыми мечтами» , а Онегин стремится быть свободным от света,
от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает
своих крестьян.
И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой
России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро,
мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и
младшему Бестужеву – декабристам.
В одном из черновиков Пушкин
замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев» . Хотел сблизить
Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий
зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается
декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что
«…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число
декабристов» .
Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных
характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением
своего времени.