«Завтра была война» — это реквием по неосуществленным надеждам
и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита
в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль
пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть
в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок,
не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое
имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940
года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные,
беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания — казалось бы,
все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек
появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские
вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника
начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого
человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова — лидер,
староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали
поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но,
несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень
одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой
скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта
и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше
становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей
смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда
им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз
далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы.
В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные
вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить
трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается
очень много.
С точки зрения детей мы видим события,
произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия,
закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись,
не опустили руки и не остались в стороне. Везде — вместе, везде —
сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они
открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них
помощи — и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая
бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным
положением, когда ты готов отдать все ради друга.
На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание.
Смерть — всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно
в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое
истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается
с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно,
поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками.
Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно
ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает
приятнее получаса пустой беседы.
В 1987 году режиссер Юрий Кара
снял одноименный фильм по этой книге. Несомненно, экранизация
интересная и эмоциональная, но читать мне понравилось больше, чем
смотреть.
В учебниках истории война — это цепь сражений,
переговоры, мирные договоры, капитуляции и контрибуции. В прочитанном
произведении Васильева война — это перечеркнутые раз и навсегда жизни,
искалеченные судьбы. Герой, погибший за свою страну, — не простые слова.
Лишить себя радости увидеть своих детей и внуков, познать радость
любви, пройти жизненный путь постепенно и спокойно умереть в старости —
большинство учеников 9 «Б» променяли все это на жизнь своей страны
и нас, будущих поколений.