Декларация прав человека и гражданина 1793 г. во многом повторяла Декларацию 1789 г. Однако в нее был внесен ряд существенных дополнений, отдельные положения конкретизировались более детально.
Провозглашенные в 1789 г. основополагающие принципы гражданского общества и правового государства (разделение властей, народный суверенитет, законность, нерушимость прав и свобод человека и др.) претерпели в этом документе некоторые изменения. Они получили более развернутую характеристику. Прежде всего провозглашалось, что «целью общества является общее счастье», а «правительство учреждено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами». Деление на естественные и неотчуждаемые права человека как личности и права гражданина просматривается здесь четче. Провозглашенные Декларацией 1789 г. личные права человека вновь перечисляются, но при этом декларируется новое право -право на равенство, которое понимается не в экономическом смысле, а как равенство всех перед законом.
Четко определяются и права граждан: право избирать и быть избранным, участвовать в делах управления государством, право на равный доступ к общественным должностям.
Конституция 1793 г. провозглашала Францию республикой. Одной из главных ее особенностей явилось отсутствие четкого разделения властей. Якобинцы рассматривали законодательную, исполнительную и судебную власть как особые проявления верховной власти народа, считая, что все граждане должны участвовать в управлении через формирование «общей воли» на народных собраниях.
Органом законодательной власти становился постоянно действующий однопалатный Законодательный корпус, избираемый на 1 год на основе всеобщего (мужского) избирательного права. Право избирать и быть избранным получили все граждане мужского пола, достигшие 21 года и прожившие в одном месте не менее 6 месяцев.
Одобренный законодательным корпусом проект закона рассылался по всем коммунам республики под названием «законодательные предложения» и обсуждался на первичных собраниях. Закон считался принятым, если 40 дней спустя после его рассылки половина департаментов не отклонила его. Так впервые в истории нового времени делалась попытка ввести законодательную плебисцитарную систему, когда для принятия законов требовалось утверждение их народом. Исполнительная власть вручалась Исполнительному совету в составе 24 членов. Кандидаты в члены Совета избирались собраниями выборщиков по одному от каждого департамента, затем Законодательный корпус из 83 кандидатов (по числу департаментов) выбирал 24 члена.