Монтень задумал написать «Опыты» как своего рода автохарактеристику,
предназначая их для ограниченного круга читателей, способных
заинтересоваться результатами его самонаблюдения и самоанализа.
«Опыты»
не ученый трактат, в них нет ни стройного плана, ни строгой
последовательности, это свободные размышления о мире, о жизни, о
человеке и, прежде всего, о себе самом. Даже связь между названием глав
и их содержанием, внутренняя последовательность примеров, эпизодов,
рассуждений не всегда очевидна. Это не значит, что в «Опытах» нет
глубочайшего внутреннего единства, но оно определяется не внешними
признаками, а единством мысли.
Хотя в сочинении Монтеня идет речь о
природе и боге, о мире и человеке, об этике и политике, но предмет ее
один - это человек, и не человек вообще, а данный человек, личность
автора книги. «Другие творят человека, я же только рассказываю о нем», -
заявляет автор. В «Опытах» речь идет о человеке частном, обыкновенном.
«Я выставляю на обозрение жизнь обыденную и лишенную всякого блеска».
Три книги «Опытов» воссоздают картину многолетнего, непрестанного
самоанализа, пристального внимания к самому себе, ко всей многогранной
жизни человеческой личности во всех ее проявлениях; в книге Монтеня
находят свое - и притом изначально оправданное - место размышления о
самых детальных проявлениях сложной физической и духовной, прежде всего
нравственной, природы человека, взятого притом не в отрыве от мира, а в
неразрывном единстве с ним. «Прослеживать извилистые тропы нашего духа,
проникать в темные глубины его, подмечать в нем те или иные из
бесконечных его малейших движений - дело весьма нелегкое, гораздо
более трудное, чем может показаться с первого взгляда... Вот уже
несколько лет, как все мои помыслы устремлены на меня самого, как я
изучаю и проверяю только самого себя, а если я и изучаю что-нибудь
другое, то лишь для того, чтобы неожиданно в какой-то момент приложить
это к себе или, вернее, вложить это в себя.