Анализ поэтического произведения.
Анализ стихотворения М. Лохвицкой «Если б счастье мое было вольным орлом».
1.Историко-литературный и биографический контекст.
Стихотворение «Если б счастье мое было вольным орлом» написано в 1891
году Миррой Лохвицкой (Марией Александровной Жибер), поэтессой периода серебряного века русской литературы.
Творчество Лохвицкой исследователи связывают с символизмом, но не с
декаденческими настоениями, как у К.Д. Бальмонта, а наоборот, с оптимистичными
тенденциями.
Основными особенностями
творчества поэтессы (кроме последнего периода ее творчества) являются тема
любви и тема надежды, и эти особенности находят отражение в данном
стихотворении.
Будучи написанным в рамках символизма, стихотворение отличается обилием сравнений и скрытых смыслов.
Стихотворение наполнено чувством оптимизма, надежды.
По прочтении произведения остаётся радостное впечатление.
2.Жанр.
Жанр произведения можно определить как лирическое стихотворение.
По своим особенностям произведение относится к жанру философского
размышления.
Жанр стихотворения определяет особенности композиции, характера
лирического героя и выбор художественно-изобразительных средств.
3. Тема.
По характеру содержания стихотворение относится к философской, любовной
лирике.
Темой произведения поэт избирает поиск счастья, поиск любви.
Тематика стихотворного произведения является традиционной для
направления «символизм».
4. Идея и проблематика.
Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема приобретения,
достижения счастья.
Основная идея стихотворения заключается в потребности человека быть счастливым,
любимым, даже если тебе посчастливилось встретить любимого, нужно делать все
возможное, чтоб чувства ваши не остывали: «Если б счастье мое было в
сердце твоем,-
День и ночь я бы жгла его тайным огнем».
5. Лирический герой стихотворения.
Образ лирического героя является выразителем мыслей, чувств, идей
автора.
Лирический герой стихотворения размышляет о любви как о счастье
человека, размышляет о том, что для достижения счастья не нужно бояться
преград, а преодолевать их.
В центр внимания читателя помещены переживания, мысли, философские
раздумья лирического героя.
6. Композиция:
анафорическая
(основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).
В стихотворении можно выделить 4 композиционные части, каждая из которых
характеризуется определенным образом-символом счастья (орел, цветок, кольцо,
сердце).
8. Художественно-изобразительные средства произведения.
Для создания художественных образов автор использует разнообразные
художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать прежде
всего сравнение, которое формирует центральный образ счастья с помощью
образов-символов (счастье – это орел, цветок, кольцо, сердце). С помощью данных
образов – символов мы понимаем идею автора – показать, что счастье есть любовь.
Любовь горда, как орел, заставляет парить, как эта царственная птица, любовь
прекрасна, как цветок, любовь бесконечна, как кольцо, любовь – это жизнь
человека, ведь пока бьется сердце – человек жив!
Также художественное пространство текста формируют
эпитеты, «вольным орлом», «гордо парил», «певучей стрелой», «чудным
цветком», «упилась дыханьем», «тайным огнем», придавая образность,
параллелизм предложений формирует особый ритм повествования.
9. Ритмико-интонационные особенности стихотворения.
Звуковой
строй стиха характеризуется скоплением гласных, которые создают ощущение плавности,
размерности повествования, придавая тональность рассуждения.
Анафоры поддерживают данную тональность.
10. Краткий вывод, обобщение.
Таким образом, данные особенности стихотворения позволяют назвать
его показательным для центрального периода творчества М. Лихницкой
В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как
лиричность, жизнерадостность, оптимизм, которых мы не найдем уже в более
позднем ее творчестве.