Альфонс дополнял свои карточки словесным описанием внешности преступников. Каждый признак, примету человеческой внешности он обозначал определенным знаком, буквой . «словесный портрет» Бартильона представлял собой формулу из этих знаков. Подчиненные Альфонса должны были заучивать эти формулы, которые представляли собой совокупность признаков внешности конкретных заключенных, после чего реализуя теорию «словесного портрета», они практиковались в тюрьме Сюрте в сопоставлении этих данных с реальными, живыми заключенными, чья внешность и была описана с помощью формул. И им удавалось узнать многих заключенных по этим формулам.
Устный портрет, как и система бертильонажа, был официально признан во Франции, и почти сразу введен в действие во французской полиции.
В 1892 году Бертильону удалось идентифицировать преступника, совершившего покушение на председателя суда Бенуа путем взрыва его квартиры в Париже. Им оказался Рашаволь (Фрaнсуa Кёнигштaйн) анархист, который так же совершил ряд других зверских преступлений в большей степени по корыстным мотивам. ) «Век криминалистики» Товальд Юнгер-изд «Прогресс» 1991