Лютер был не единственный, кто сокрушался по поводу злоупотреблений Церкви. За сто лет до него продажу индульгенций осуждал чешский религиозный реформатор Ян Гус. Но еще до Гуса англичанин Джон Уиклиф отмечал, что некоторые традиции Церкви не находятся в согласии со Священным Писанием. За реформы выступали и современники Лютера — Эразм Роттердамский и англичанин Тиндал. Но благодаря тому что Иоганн Гутенберг изобрел в Германии печатный станок с наборной формой, «голос» Лютера звучал громче и был слышен дальше, чем голоса других реформаторов.
Но примечательно, что, даже когда инквизиция активно действовала, сторонники религиозной терпимости осуждали преследование еретиков, ссылаясь на притчу о пшенице и плевелах (Матфея 13:24—30, 36—43). Одним из них был Дезидерий Эразм Роттердамский, говоривший, что Бог — Хозяин поля — хочет, чтобы люди терпели еретиков, или плевелы. С другой стороны, Мартин Лютер подстрекал к расправам над крестьянами-инакомыслящими, из-за этого было убито около 100 000 человек.