Весенние цветы: цены - дорогие, краски - сдержанные.
Осенние цветы: - на рубль с полтиною - снопы красоты.
Женщина с цветами – дважды женщина.
Цветы в руках женщины – больше, чем цветы.
Я сходил по тебе с ума,
Когда ты была подснежником нежным.
Не вздохнуть – не выдохнуть,
Когда стала ты хризантемою золотой.
Догорает огарок столетья в подсвечнике…
Надо что-то придумать,
Чтобы цветы росли и зимой.
Петр Вегин.
У Петра Вегина
много прекрасных стихотворений. Их трудно найти: эмиграция в Америку в 1989 году вычеркнула его из списка
печатаемых в России поэтов. Но не из памяти открывших его для себя, прочитавших его интересные стихи с глубоким смыслом и неожиданной концовкой.
И это стихотворение часто вспоминается мне
по разным поводам. Когда вижу подснежники или ландыши. Когда любуюсь осенними
астрами или гладиолусами. Когда вижу девочек в венке из ромашек или васильков. И
когда вижу опрятных старушек "со следами былой красоты", продающих у магазина
выращенные ими ирисы, пионы или флоксы. К сожалению, не нашла этого
стихотворения на просторах Интернета. Привожу, как запомнила. Чтобы поделиться
этим чудесным шедевром.
Основная его тема – цветы и женщина. Но
как глубоко она раскрывается! В небольшом стихотворении можно найти и
восхищение (красотой природы и женщины), и грусть от недолговечности этой красоты, и
сравнение разного очарования природы и женщины в разную пору, и описание чувств мужчины
в различные периоды его жизни (сводящая с ума влюбленность юности, пылкая страсть
зрелых лет, щемящая нежность к подруге в преклонных годах) .
Пусть в этом стихотворении даже рифмы мало! Цветы –
красоты. Золотой – зимой. И все! А размер постоянно сбивается с ямба на хорей. Это
создает ощущение живой и откровенной речи. Строчки прекрасно запоминаются!
В эмоционально-насыщенном стихотворении не так
уж много эпитетов: весенние и осенние цветы, сдержанные краски, нежный
подснежник, золотая хризантема. Основную роль играют метафоры: сравнение букетов
осенних цветов со снопами, женщины – с подснежником и хризантемою, да и вообще с цветком.
Привычны и понятны метафоричные описания любви: сходить с ума, не вздохнуть –
не выдохнуть. И метафора конца жизни и века – с догорающей свечой.
Интересный прием:
противопоставление: осени и весна и, в то же время, метафорическое единство: женщина
– цветы. "Женщина с цветами - дважды женщина," - здесь, я думаю, поэт имел в виду их двойное сравнение: и по красоте, и по хрупкости.
Идея –
женщина прекрасна, как цветок, но жизнь быстротечна. Поэтому мне это
стихотворение напоминает также о том, что надо жить и радоваться каждому
моменту жизни. Дает уверенность в себе. И обостряет внимание к красоте жизненного
калейдоскопа..