А.Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской
драматургии XIX века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый
интерес, так как в ней описываются не только социальный и нравственный
конфликты, но и дается достаточно полная характеристика русского
купечества второй половины XIX века.
Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо
проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в
городе Калинове — богатые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении
семейных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинциальном
городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие!» — имея в виду в первую очередь главных лиц
Калинова — Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.
Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными
для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают
«хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно
бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме.
Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская
семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а
особенно женщин.
Кабаниха является представительницей старшего поколения, более
патриархального и почитающего традиции. Героиня не дает воли ни своему
сыну Тихону, ни тем более своей невестке Катерине. На самом деле образ
ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну
видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в
придирках к Катерине проявляются ревность и досада на то, что отняла
сына; постоянное дурное настроение тоже можно понять — вокруг Марфы
Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света:
«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не
знаю».
Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у них к
старшим «должного почтенья» нет. Главой другого семейства,
представленного в драме, является Дикой. В отличие от Кабанихи, которая
пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о
всеобщем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как
ему заблагорассудится: всех ругает — соседей, работников, членов своей
семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич —
совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который
действует, не руководствуясь разумом. Показательны характеристики,
которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кули-гин):
«ругатель», «пронзительный мужик», «воин».
Отношение
Савела Прокофьевича к его племяннику Борису доказывает, что в городе
правит «самодурная сила»: завещанное бабушкой наследство Борис может
получить, только если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе
невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии
получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не
видать никогда».
Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь сердцем, а не умом, а
сердце у него недоброе. И этот человек является «значительным лицом в
городе». Такие люди, как Дикой и Кабаниха, представляют собой основу
русского купечества.