Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на
русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные
идеалы нашего народа, особенности национального характера. Это
выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но
прежде всего в том языке, которым написаны басни. Любимый прием всех
баснописцев, в том числе и Крылова - это аллегория (иносказание) . В
целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и
даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям
на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными
человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др.
Аллегория
пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о
животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса,
медведь, заяц, волк. Каждый из них был заведомо наделен определенной
чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в
одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными
литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей — олицетворение
трудолюбия ("Стрекоза и муравей"), свинья — невежества ("Свинья под
дубом"), ягненок — кротости, как "Агнец Божий" ("Волк и ягненок").
Например, в басне "Воспитание Льва" Лев-отец — не только воплощение
силы, мужества. Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и
как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего
сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В
образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и
недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.