Первыми художниками на Земле были художники так называемой "пешерной- наскальной " живописи!!!.
...
Из
поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и
некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне,
после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок
людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных
охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких
зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих
хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они
оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что
памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда —
почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.
В
глубокой древности для искусства человек использовал подручные
материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху
земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал —
огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и
скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными
корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак
постоянных земледельческих поселений.
Первые произведения
первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре
(поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого
времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если
расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то
искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно
раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые
«венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных
форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии,
России и во многих других районах мира.
Возможно, они
символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери:
кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии
определялась принадлежность к роду, который почитал свою
прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми
антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
И в
живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных.
Склонность первобытного человека изображать животных именуют
зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность
небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых
форм.
Звериный стиль — условное название распространенных в
искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).
Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном
веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его
сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве.
Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со
временем превращались в условный мотив орнамента.
Первобытная
живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура
— трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили
все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его
главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати
сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые
европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие
обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В
некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также
отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки,
которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным
персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено
множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.