Первая часть романса — светлые воспоминания от первой встречи с героиней — лирическая, певучая, нежная.
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Вторая часть — разлука — звучит более драматично, но все так же нежно. Автор, тоскуя без любимой, тепло о ней вспоминает во снах и мечтах.
«…В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты…»
В третьей части образ девушки, мелькнув перед автором, начинает растворяться. Мелодия романса становится еще более напряженной (попытки ухватиться за образ, не дать ему уйти), а затем затихает и становится грустной и смиренной.
«…Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты…»
Следующее четверостишие, с такой же печальной и тоскливой мелодией — показывает жизнь автора без предмета любви и вдохновения.
«…В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви…»
И тут музыка оживает, а вместе с ней и чувства автора. Мелодия звучит нежно и светло.
«..Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Заключительная часть звучит восхищенно, восторженно, даже торжественно: все, что было утрачено автором, вновь к нему вернулось, как вернулась любимая: «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
«..И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.»