Анна Ахматова
Александру Блоку.
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Стихотворение "Я пришла к поэту в гости" написано Анной Ахматовой 6 января 1914 г, как
впечатление о ее визите 15 декабря 1913 к Александру Блоку. (Визит – тема стихотворения).
Между ними 10 лет разницы, Блок – уже признаний поэт и объект поклонения, а Ахматова
– только набирающая известность поэтесса: вышел ее первый сборник "Вечер".
Эта ситуация и легла в основу стихотворения, в котором два главных образа:
поэта и его гостьи, от лица которой ведется рассказ.
Мы видим через краткие предложения в описании обстановки смущение
лирической героини, неловкую робость. Ее боязнь встретиться взглядами с поэтом.
Чувствуем снисходительность "метра", его
холодный, сродни морозу за окном, прием и молчание.
Но, очевидно, тема для разговора найдена, раз беседа
запомнилась. (Из воспоминаний Ахматовой Блок дал почувствовать дистанцию
между ними и несерьезность обсуждения поэзии. Поэтому разговор шел о море. Но в стихотворении - только намек на тему, открывшую возможность диалога - "морские ворота Невы").
Стихотворение поражает четкостью картины при скупости ее приемов ее изображения. Например, точность в описании
дома поэта, который известен всякому петербуржцу.
Поэтому взрыв эпитетов во второй строфе поражает и заставляет
вдуматься в их причину. Уж не сливаются ли в сознании лирической героини
картина полуденного малинового солнца в сизой питерской дымке с ощущением
представшего пред ней светила поэзии?
А комната с эпитетом "просторная" почему-то ассоциируется у
меня (а может, и у Ахматовой?) с поэзией, в которой есть место как светилам,
так и другим объектам. И надо соблюдать, как наша героиня, осторожность, чтобы
не оказаться в сфере их притяжения, потеряв самобытность и собственную орбиту.
И эпитет "дымный" к слову полдень намекает на то, что осталось
много неясного во взаимоотношениях. Но это было и "воскресенье": в понимании как праздничного
дня, так и восстания из мертвых. Т.е. героиня не ушла подавленной. Она осталась
довольна беседой и будет и далее следовать своим путем. Это сохранение верности себе при преклонении перед авторитетами, как мне кажется, и является идеей стихотворения.