В идейном замысле „Слова о полку Игореве“ образ Бояна имеет существенное значение. Он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своем повествовании за действительными событиями „сего времени“; он нужен автору, чтобы указать, что „Слово“ правдиво, что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор „Слова“ не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно относится он и к Бояну, но его произведение — не „слова“, не „хвала“ князьям, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна» .
Эту характеристику Б. в популярном (для школьников) изложении Лихачев варьирует в другой книге, предназначенной для исследователей: «...автор „Слова“ стоит значительно выше Бояна в понимании исторического смысла событий русской истории.
Боян принадлежит к числу тех „витий“-песнетворцев, о которых говорит в своем „Слове на собор святых отец“ Кирилл Туровский. Боян „воспевает“ князей, он сочиняет им „славы“...
Очевидно, Боян и не был подлинно народным поэтом. По-видимому, это был поэт придворный. В отличие от Бояна, автор „Слова“ не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.) , а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага» .
Сводку мнений о Б. в свое время давали М. А. Максимович, А. С. Архангельский, Н. В. Шляков и др. В наст. время считается бесспорным, что Б. был популярным певцом в Древней Руси XI—XII вв. и что автор «Слова» не случайно упоминает имя этого поэта: в данном факте необходимо видеть преемственность лит. традиций и несомненную реальность существования в Киевской Руси высокоразвитого иск-ва слова, которое тщетно пытались принизить или вовсе отрицать старые и новые скептики. Образ Б. , ярко нарисованный
автором «Слова» всего лишь несколькими красочными мазками, стал в новое время обобщающим образом любого знаменитого поэта-певца. Со времени открытия «Слова» имя Бояна (писали и Баян) прочно вошло в лит. обиход, олицетворяя собой лучшие образцы патриот. поэзии.
Имя Б. как певца рус. славы воскрешают в своих произведениях многие поэты, начиная с конца XVIII в. : В. Т. Нарежный, М. М. Херасков, П. Ю. Львов, С. Глинка, А. А. Палицын, К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, В. А. Жуковский, И. И. Козлов, Н. И. Гнедич, И. А. Бунин и др.
В изобразит. иск-ве образ Б. получил воплощение в работах Н. Соколова, М. А. Зичи, В. Г. Шварца, П. А. Велионского, В. М. Васнецова, И. Колочкова, М. Ф. Грачева, В. А. Фаворского, И. С. Глазунова, В. И. Семенова, Г. В. Якутовича, Ю. И. Селиверстова и др. художников и скульпторов.