Ключевой в философской антропологии является проблема сущности человека. Макс Шелер, сопоставляя человека с животным, резко возражает против того, чтобы отождествлять особое положение человека в мире, с интеллектом и избирательной деятельностью. Ибо то и другое, по его мнению, имеется и у животных. Главным свойством человека он считает дух, носителем которого может быть только личность: "Новый принцип, делающий человека человеком, - лежит вне всего того, что в самом широком смысле... мы можем назвать жизнью. То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще. Этим принципом является дух. ... Деятельный же центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью". Сущностью духа Шелер считает свободу от давления и принуждения, и независимость от "жизни". Человек, как существо, обладающее духом - "вечный Фауст", "аскет жизни", "протестант", способный стать по ту сторону действительности и надстроить над миром своего восприятия идеальное царство мысли.