Ря 1907 года (16 декабря по "новому стилю")
Отъезд Ивана Грозного в Александровскую слободу
Миниатюра из «Титулярника». 1670-е гг. Копия
Царь Иван IV Васильевич (Грозный)
Акварель Д.П. Сухова по рис. Дж. Кваренги. 1930-е гг.
Панорама села Коломенское в конце XVIII в.
Гравюра начала XVII в. Копия
Александрова слобода
Монашеская одежда из грубой шерсти. По преданию, принадлежала Ивану IV (Грозному). Происходит из Александровой слободы
Власяница
Третья четверть XVI в. Красный воск
Оттиск Государственной печати
Россия. Конец XVII в. Дерево, левкас, темпера. Митрополит Филипп публично выступил против опричного террора, за что был низложен и умерщвлен. В 1652 г. канонизирован Русской православной церковью
Св. Филипп митрополит Московский
Западная Европа. Начало XVII в. Гравюра резцом
Иван Грозный
3 декабря 1564 г. царь Иван IV (Грозный) вместе с семьей покинул Москву. «Подъём же его, - сообщалось в летописи, - не таков якоже прежде того езживал по монастырем молитися». Царь забрал с собою всю казну, включая хранившуюся в ней «святость» - «иконы и кресты, златом и каменьем драгим украшенные». Ближние люди, сопровождавшие царя, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в столице бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и «в недоумении и во унынии быша такому государскому великому необычному подъёму». Царский «поезд» направился в старинную великокняжескую вотчину - село Коломенское.
Простояв в селе Коломенском две недели «для непогоды и безпуты», царская семья и сопровождающие отправились в Троице-Сергиеву обитель, откуда проследовали в укрепленную Александрову слободу в 110 км от Москвы. Намерения царя оставались для всех неясными пока из Слободы в Москву не привезли царские грамоты, адресованные митрополиту, боярам и посадскому населению (горожанам). В первой грамоте царь «гнев свой положил» на духовенство, изменников-бояр, окольничих и на всех приказных людей за плохую службу. Во второй, обращаясь к горожанам, Иван Грозный писал, что «гневу на них и опалы» нет. Под предлогом якобы раскрытого заговора царь потребовал предоставления ему неограниченной власти. Боярская дума вынуждена была согласиться. Так началась таинственная и страшная опричнина.
Московский царь присвоил себе право без совета с думой «опаляться» на «непослушных» бояр и учредил «опришнину» с двором, армией и территорией. В опричнину вошли все дворцовые владения, северные районы страны с богатыми городами, некоторые земли центра и пограничья. Провинции, не попавшие в опричнину, получили название «земли» - «земщины».
Они остались под управлением «земских» правителей - бояр. Москву тоже разделили на две части: опричную и земскую, а за пределами Кремля - вотчины великих московских князей, построили новый государев опричный двор. Неофициальной столицей опричнины стала Александрова слобода, превращенная в крепость.
В Александровой слободе существовало своего рода монашеское братство. Главой «братства» - игуменом - был сам царь. Члены «братства» носили черную одежду, сшитую из грубых тканей, привязывали к поясу некоторое подобие метлы - символ клятвы вымести из страны измену. Между молитвами и пирами опричники предавались грабежам и убийствам.
Учреждение опричнины ознаменовалось «опалой» представителей ведущих княжеских родов и конфискацией их земель, многочисленными репрессиями, в ходе которых погибли многие известные в России XVI в. личности. Кульминацией опричного террора стали 1568-1570 гг. Опричное войско подвергло разорению Новгород, Псков. Кровавые погромы произошли в Клину, Твери, Торжке. В последние годы жертвами террора пали почти все бояре - организаторы и видные деятели самой опричнины.
Наряду с затяжной Ливонской войной, опричнина стала причиной глубокого экономического кризиса, разразившегося к концу правления Ивана IV. Разорив крестьян, стимулировав их бегство, она послужила одной из причин принятия закрепостительных актов. В опричнину уходят корни бурных событий российской истории начала XVII в., названных современниками «великим лихолетьем» или «смутным временем».