Транспортная революция (transport revolution), изменения в
способах перевозки грузов и людей. В нач. 19 в. трансп. ср-ва
ориентировались на энергию ветра, воды и тягловую силу лошадей. В Англии
промышленная революция породила необходимость в совершенствовании путей
сообщения для транспортировки товаров. Стали создаваться заставы для
взимания подорожного сбора - принудительная система поддержания дорог в
раб. состоянии, существовавшая за счет путешественников; после
ликвидации таких застав ср-ва на поддержание дорог выделялись за счет
налогообложения. Гражд. строители Томас Телфорд и Джон Макадам
усовершенствовали технологию стр-ва дорог и мостов. Первый паровоз,
передвигавшийся по рельсам, был изобретен Ричардом Тревитиком в 1804 г.,
а первой железной дорогой для перевозки грузов и пассажиров стала
"Стоктон и Дарлингтон", пущенная в эксплуатацию в 1825 г. К 1851 г.
ж.-д. сеть возникла еще в 17 странах, в т.ч. во Франции (1832) и
Германии (1835). Ж.д. дл. 650 км связала Петербург и Москву (1851).
Паровые суда первоначально использовались только для передвижения по
рекам и в прибрежных водах. Первое судно, двигавшееся исключительно за
счетэнергии пара, пересекло Атлантику в 1838 г. Купцы, такие, как
Сэмюэль Кьюнард, стали создавать компании, владевшие пакетботами -
судами для перевозки пассажиров и грузов через Атлантику, а также из
Европы в колонии. Позже с изобретением велосипеда появилось удобное
трансп. ср-во для индивидуального пользования. В 1876 г. был
сконструирован безопасный велосипед, в 1889 г. на его колеса надели
надувные шины. В 1884 г. нем. оружейник Готлиб Даймлер изобрел
двигатель, работавший на бензине, а вскоре Карл Бенц создал один из
первых автомобилей с бензиновым двигателем. Пионером массового произ-ва
автомобилей стал Генри Форд, сконструировавший автомобиль модели "Т"
(1909). Создание автомобиля потребовало дальнейшего улучшения дорог и,
вместе с трамваем и метро, значит, увеличило мобильность людей и
ускорило стр-во пригородов. У истоков совр. авиации стояли два
брата-американца - Вилбур и Орвилл Райты, к-рые в 1903 г. построили и
испытали первый управляемый летательный аппарат с двигателем внутр.
сгорания. Вскоре последовали и др. достижения: француз Луи Блерио
пересек Ла-Манш (1909), англичане Джон Эл-кок и Артур Браун перелетели
из Ньюфаундленда в Ирландию (1919). Затем началась коммерч. эксплуатация
возд. транспорта. После 2-й мировой войны система возд. сообщений
охватила все уголки земного шара.