С Пушкина началась не просто новая эпоха русской культуры.
В творчестве русского гения оказалось впитанным то истинно национальное,
что определяло духовную жизнь народа еще тогда, когда была не Россия,
а жила Русь. Путь к духовности, формирование гуманистического
самосознания не могут миновать творческое наследие поэта. Самое первое,
его восприятие, самое легкое, начинается на эмоциональном уровне: музыка
и гармония воздействуют безотказно. Каждый читающий по-русски
усваивает, улавливает обаяние пушкинского слова. Гении и пророки России,
по словам И. А. Ильина, подняли на свои плечи «наши бремена и наши
слабости, наши страдания и наши беды, и приняли дары нашей природы
и нашего духа». Подобный комплекс переживаний получает форму идей,
чаяний, надежд. Их понять, ими проникнуться сложнее, нежели очарованием
«гения чистой красоты»: Но и здесь Пушкин точен и доступен, так как
создал мир литературных героев, шагнувших в нашу обыкновенную жизнь.
Их мечты — не великие завоевательные подвиги, а та частная жизнь
человека, что становится лучшим разъяснением жизни всего общества.
Пушкин подарил нам такую гамму переживаний, что она, иногда в другой
тональности, иногда диссонируя, живет й заполняет духовный мир разумного
человека и сегодня. Он собственной судьбой убеждает нас в непреходящих
ценностях: «Самостоянье человека — залог величия его». Он научил нас,
что быть счастливым — это состояние редчайших минут. Но никогда нет
безысходного отчаяния в пушкинских строчках. Почему его печаль — светла?
Как этого достигнуть нам, чтобы все случайное стало очевидным,
а страдания превратились в радость бытия? Возможно ли?
Ближе всего к объяснению пушкинской тайны, наверно, подошел
Ю. М. Лотман: «Пушкин все, к чему ни касался, превращал в творчество».
А творить, создавать — процесс бесконечный, и тогда дух в постоянном
развитии.
Представление о Пушкине как символе русский духовности, акцентированное
двухсотлетием со дня рождения, сближается случайно закономерно с датами
важнейшими для человечества — двух тысячелетним путем христианства
и наступлением нового тысячелетия. Эти три исторических факта так тесно
переплетаются в нашем сознании, что при количественном различии
в прошлом их дорога в будущем видится единой.
Пушкин — первый русский писатель мирового значения. Творчество Пушкина
было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом,
к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Хотя мировая
культура узнала сначала Достоевского, Л. Толстого и Чехова, в начале
их дороги находится именно Пушкин.
Весь предшествующий литературный процесс как будто подводил к появлению
Пушкина Именно об этом А Н Веселовский говорил в Пушкинский юбилей
1899 г.: «Из утренних туманов, в которых вьются тени классиков
и романтиков, старых западников и народников, „Арзамаса“ и „Беседы“,
выделяется образ юноши Пушкина, и все точно приглядываются к нему,
прислушиваются: его ждали... В нем надежда на что-то новое, желаемое,
выяснявшееся постепенно, как день нарастает с ходом солнца. „Старшие
богатыри“, Карамзин, Жуковский, Батюшков, дивуются на его поездку
богатырскую». «Никто из русских писателей не поворачивал нашими
каменными сердцами, как ты», — пишет ему Рылеев. «Имя твое сделалось
народной собственностью», — говорит Вяземский. «Возведи русскую поэзию
на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий
возвел Россию. Соверши один, что он совершил один», — взывает
Баратынский.
Творчество Пушкина многожанрово, но, конечно, Пушкин прежде всего поэт,
и характеристику его творчества мы начнем с лирической поэзии.