Главным произведением, вершиной творчества
драматурга явилась комедия “Недоросль”. Одной из центральных проблем,
настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание —
создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна
из главных проблем. По указу Петра I все малолетние дворянские
сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике,
арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на
службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги.
Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого
ничего путного не получается, так как “через воспитание разумели они
одно питание”,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем
нарисованная в “Недоросле” картина по своему содержанию гораздо шире,
чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в
резкое обличение крепостничества. Бесчеловечное обращение “презлой
фурии” не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу,
воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной
властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая
серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя
человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в
помещичьей усадьбе. “После того, как мы все отняли у крестьян,— сетует
помещица,— отнять больше нечего”. Вот в чем видит она беду. Жажда наживы
толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так
привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными
готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа
Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с
Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное
вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает
только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей
недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее
происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же
унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить,
Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но
страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается
на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью
пощадить “жестокосердечную помещицу”. Для Простаковой нет границ
унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная
материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва
уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви,
понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному
воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и
поступает подобающим образом: “Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…” —
бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему.
Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана
становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых —
Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же
невежествен, не имеет никаких моральных принципов и, как следствие
этого, агрессивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает себя
законченным негодяем. Написанная более двухсот лет назад, комедия
“Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы,
поставленные и решаемые Фонвизиным, так же остры и актуальны сегодня.
Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека,
вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать
их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от
малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия “Недоросль”
не только заняла достойное место в классической литературе, но
пополнила и золотой фонд русского театра.