Одна
из древнейших мировых цивилизаций, Китай — единственная на земле страна, где
преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех
тысячелетий. Обозначение «Китай» свойственно только русскому языку, и оно
восходит к этнониму названию племени, обитавшего на Дальнем Востоке, на
северо-восточной границе Китая. В Европе эту страну называют China, что
производно от обозначения китайской династии – Цинь. Во времена Римской
империи, когда европейцы впервые познакомились с Китаем, этот край именовали
«страна шелка»
Самоназвание
этой страны, установившееся с древности – Чжун-го, то есть Центральное,
Срединное государство, или Тянь-ся – Поднебесная страна. Жители этого
государства были убеждены в том, что они обитают в центре Земли и на самой
возвышенной ее части, поднятой к небу. На востоке естественной границей Китая
выступают Желтое и Восточно-Китайское моря, на юге Древний Китай заканчивался
долиной реки Янцзы. На севере его границами оказываются пустыни Алашань и Гоби.
На западе природной границей Китая является горная система Тибета. Китай
пересекают реки Хуанхэ (Желтая), более 5 тысяч км и Янцзы (Длинная), более 6
тысяч км. Они образуют обширные естественно орошаемые долины, удобные для
высокопродуктивного земледелия. Хуанхэ образует мощные лессовые отложения,
доходящие до 400 м глубиной и отличающиеся высоким плодородием. Китай богат
уникальными флорой и фауной. Он является родиной проса, чая, тутового и
лакового деревьев. Китай располагает месторождениями меди, олова, никеля,
высококачественных глин, однако лишен запасов золота и серебра.
Ирригация
существовала уже в государстве Инь (, где сложилась первая иероглифическая
система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу достигла громадного технологического перевеса
над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности
свергла династия Цинь (III столетие до нашей эры), то была в общих чертах
создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 года,
несмотря на смену династий. К этому времени сложились две основные
философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Человек и его
творения, согласно китайским философским учениям, воспринимись, как малая частица
природы. Это отразилось и на архитектуре Китая — стремлении искусно располагать
здания на фоне природы, в наиболее живописных и продуманных для них местах. В
IV-VI веках в Китае был сделан ряд крупнейших изобретений: фарфор, порох,
книгопечатание и др., но для остального мира они были закрыты.