Информационное общество выводит весь мир на новые информационные рубежи, когда невозможно скрыть обилие объективной информации и не учитывать это обилие в реальной науке. Публикации по истории отечественной педагогики, суммируемые – например - библиографическими указателями «Педагогическая библиография», «Литература по педагогическим наукам и народному образованию», почти без исключения начинают прошлое отечественной педагогики только с Х века нашей эры. В частности, эта позиция отразилась и в добротной работе М.И.Анисимова «Источники изучения истории педагогики в России» (М.,1991. – 196 с.). Такие краткосрочные подходы имеют свои преимущества. Но объективны ли ученые при этом к сотням поколений своих пращуров-земляков, которые приносили славу нашему Отечеству задолго до нашей эры, в античности и в начале средних веков еще до деяний Ольги, Владимира и Ярослава Мудрого ?! Обстоятельны ли в необходимой для науки полноте информации ?! «Стоглав» в 1551 г., оценивая многовековые образовательно-педагогические достижения Руси, отмечал не только Новгород и Москву: « …И по иным (местам) многие училища бывали, грамоте – писати и пети и чести (считать или вести себя по чести: ) учили. Поэтому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певци, и чтеци славные были по всей (русской) земли…» Эта известная историкам оценка подтверждается многими данными о высоком уровне отечественной средневековой педагогики, а такой уровень возникал не на пустом месте. Явно в «грамоте гораздых много» бывало на отечественных землях и ранее средних веков, которые почему-то в нашей истории упорно (по ошибочной традиции) называют древними – древнерусские, древние архитектура, живопись, литература, древнейшие города (это-то о средневековых населенных пунктах). А в мировой истории «древность» (античность) завершилась падением Римской империи и активным развитием Византии в 1У – У веках нашей эры. И ярко проявляли себя в событиях той поры народы, выходившие с территории нашей страны. Усиленная христианизация Руси в период от Ольги (принявшей в Византии христианство, при ней на погостах появлялись церкви) до Ярослава Мудрого имела свои достижения и недостатки. Привычная до этого в отечественном письме глаголица заменялась кириллицей, близкой византийскому унциалу (официальному письму империи) и византийской культуре. Но устойчивые традиции многовекового «устного образования» замещались новыми – «книжными» (христианскими). При этом тексты на пергаментах, выполненные глаголицей, уничтожались. Отбивало у наших пращуров «глаголическую память» и иконоборчество УШ – 1Х веков, когда обилие рукописных книг со щедрыми иллюстрациями (изображениями людей и животных) оказывалось в огне. Суть реформ Владимира, проводимых с 988 г., очевидна. «Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (память о языческой вере кумиров, киммерийцев, гомеров – доскифского населения страны). И поставил церковь во имя святого Василий на холме (василиями-басилевсами называли древних скифских царей, а затем и императоров Византии), где стоял идол Перуна (заменял на Руси Зевса, который считался родоначальником и скифов)... И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам (такие попытки не раз были и за предшествующие века). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились они еще в вере и плакали о них как о мертвых. Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее : «В те дни услышат слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устроению и по милости своей помиловал их бог…» (Повести Древней Руси. Л.,1983. С.165). Здесь наши летописцы через десятки лет после событий явно лукавили.