Огню уделяется большое внимание во многих мифологиях. В
древнегреческой и древнеримской мифологии с огнем отождествлялось
несколько божеств (Гефест (Вулкан), Прометей, Веста, Гестия и другие), в
древнеиндийской мифологии воплощением огня была Агни, в кельтской
мифологии богиня огня называлась Бригид. В зороастризме огонь выступает как существенно священная стихия и воплощение божественной справедливости, Арти. У народов Севера огонь представлен в виде женского образа - «матери», «хозяйки очага» и т.п. , а у якутов и бурят - в мужском образе «хозяина». В средневековом мистицизме саламандры были низшими духами огня.
Наряду
с водой, землей и воздухом огонь считается одной из четырех стихий
(первоэлементов), и в связи с этим занимал важную роль, особенно в
античной философии, например у Гераклита, а также в алхимии. В западной астрологии элемент огня связан с такими знаками зодиака, как Овен, Лев и Стрелец, его доминанты - Солнце и Плутон. В
китайской астрологии огонь - одна из пяти стихий, связывалась с
планетой Марс, энергией ци, югом, летом (6 апреля - 17 июня по
григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким,
жгучим запахом, числом 7,
земными «ветвями» змеи («си») и лошади («у»), третьим и четвёртым небесными «столбами» («бин», «дин»), и, кроме этого, соотносился с
годами, которые заканчиваются на 6 и на 7.
Огонь считался составной частью веществ, одной из 4 стихий. Вместе с освоением огня начала развиваться цивилизация, когда челок научился им управлять и добывать самостоятельно. Огонь упоминается во всех мифологиях и притчах, в библейских аллегориях