1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире.
Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.
Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.
К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
2. Периодизация истории Древнего Египта
История Древнего Египта делится на следующие периоды:
· период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);
· период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);
· период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);
· период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).
В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи (1575 н.э. — I в. до н.э.).
3. Общественный стройЕгипетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.
Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.
Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.
Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.
Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.
Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:
· значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;
· происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.
Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.
Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.
Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.
Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.