Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и
свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое
братство».
Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме
дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности
жизни, ее ценности. Все стихотворение — это гимн дружбе, ее
одухотворяющей и поддерживающей силе.
2. 4-я и 5-я строфы — Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников:
Корсакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820
года во Флоренции. Это была первая потеря для одноклассников:
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном...
Дальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, Федора
Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на
«братской перекличке»:
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!..
9-я, 10-я, 11-я строфы — Пушкин радуется тому, как «... в забытой
сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада...» его навестили трое
одноклассников: Пущин, Горчаков и Дельвиг:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил....
...Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей....
...И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный...
Каждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику,
особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.
3.
9-я, 10-я, 11-я строфы — Пушкин радуется тому, как «... в забытой
сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада...» его навестили трое
одноклассников: Пущин, Горчаков и Дельвиг:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил....
...Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей....
...И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный...
Каждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику,
особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.
4.
Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений,
чередовании противоположных образов и интонаций. В нем присутствуют
одновременно три времени', день настоящий, который Пушкин проживает,
находясь в заточении; дальше следуют воспоминания о лицейских днях,
братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних
строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что
ждет самого поэта и его друзей.
Так возникает картина круга жизни, ее течения, сочетания в ней разных
красок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга,
заточения и дружеского пира, одиночества и братского круга — одним
словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств
пушкинской поэзии — гармоничность.