Ислам не мог возникнуть на пустом месте. Это возникновение было результатом долгого вызревания соответствующих общественных, политических и религиозных предпосылок.
Период язычества назывался у арабов джахилийей. Одной из основных особенностей религиозных верований арабов-язычников того времени было то, что хотя они и поклонялись различным божествам, вместе с тем они признавали существование и Единого Верховного Бога.
Идея о боге-создателе, единственном творце Вселенной и Земли не была чуждой для арабов-язычников.
Первичный арабский «монотеизм», в соответствии религиозными традициями имеет древнее происхождение, он происходит из общесемитских религиозных корней. Ведь известно, что основой всех монотеистических религий есть вероисповедание, которое проповедует единобожие пророка Ибрахима (Авраама).
Несмотря на существование на большей части Аравии различных верований многобожества, дух первичного «монотеизма» проявлялся повсеместно. В Аравии, например, повсюду господствовал древний бог семитских народов Ил или Илах – «незримый высший Аллах».
На определенном этапе исторического развития арабский монотеизм достигает такой степени, что его существование в прежней форме становится невозможным. Некоторые племенные божества постепенно превращаются для жителей древних арабских государств в обобщенный единый божественный образ. Особенно это характерно для Аравийского полуострова.
Арабский монотеизм, пройдя различные этапы в своем многовековом пути, в итоге сформировался в исламскую религию. Но из-за очень трудного и долгого пути, пройденного им до сегодняшних дней, в его истории остаются многие не очень ясные и малоизученные моменты. Это обусловлено скудностью или даже полным отсутствием письменных источников со сведениями о религиозной среде того периода.