Музыкальные особенности русской песни. Русская песня распадается на
великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена
великорусская песня, которая, к тому же, представляет всего более
разнообразия и научно-музыкального интереса. Она отличается большой
характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно,
наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами
финских и тюркских племен (главным образом, татар) . Малороссийские
песни менее своеобразны с точки зрения западноевропейской музыки и ближе
к последней в гармоническом и отчасти мелодическом отношениях; тем не
менее, отличия великорусской песни от малороссийской и белорусской
заключаются не в ритме и не в строении, а в употреблении некоторых
интервалов, от которых нарушается диатонизм, свойственный великорусским
песням. В малороссийских песнях есть склонность окрашивать,
хроматизировать некоторые интервалы для большей выразительности, в чем
иные (Сокальский) видят влияние азиатского Востока. Различия появляются в
напевах более позднего времени. Более ранние и точнее записанные
малороссийские песни в строении мелодий обнаруживают также диатоническую
основу, наравне с великорусскими. Результаты исследования великорусской
песни имеют, поэтому, большое значение и для малорусской, и для
белорусской песен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов:
слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов» ;
он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним
запечатлевается в его памяти и напев. Отдельно взятые слова или мелодия
представляют только элементы песни, часто искаженные: текст, например,
получает особый уклад во время пения и является совсем иным при простой
передаче его без напева, потому что в последнем случае нередко
пропускаются вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э, эх и
т. п.) , a пропуск таких частиц разрушает склад песни. Это последнее
слово есть простонародный термин для означения песенной речи, подобно
тому, как лад означает напев. Русские песни исполняются в русском народе
одиночно или хором, обыкновенно без сопровождения музыкальных
инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты,
которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и
обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время —
и городской) , все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы.
Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию.
Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя
русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание
великорусских песен (до 3 тысяч) , первый выпуск которого только что
издан Императорской академией наук 1, разделил на две главные категории,
по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни,
отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба,
смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых
выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все
русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни
лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые
— свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает
критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени
присущ и обрядовым песням.