Развитие культуры и цивилизации неразрывно связано: вне духовных
ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может
сложиться и цивилизационная общность.
Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию.
Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго
рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом
"культурность", "цивилизованность" нации или страны противопоставлялись
"дикости" и "варварству" первобытных народов.
Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура представляется
вместилищем всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со
стандартизированным массовым производством. Так, немецкий философ О.
Шпенглер (1880--1936) выделил восемь культур. Каждая из них проходит за
период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в
цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества,
героических деяний; подлинное искусство оказывается не нужным, торжествует
механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и
преемственность в развитии культуры.
Однако, как уже отмечалось, большинство исследователей считает основой
всякой цивилизации духовные ценности, духовную культуру, поэтому не
противопоставляет культуру цивилизации.
В заключение еще раз подчеркнем, что понятие "цивилизация" очень широко
используется сегодня, и не только в научной литературе, посвященной изучению
всемирной истории. Политики, социологи, журналисты, обращаясь к проблемам
современности, часто и много рассуждают о цивилизационном своеобразии нашего
мира и его перспективах. Лучшему осмыслению общественных явлений будет
способствовать сближение локально-цивилизационного и
стадиально-цивилизационного подходов, а также использование оправдавших себя
черт формационного анализа.
Основные понятия
Цивилизация. Общественно-экономическая формация. Ценности. Стадиальный
подход к истории. Цивилизационный подход к истории.
Термины
Историческая реконструкция. Социальная картина мира.
Культурно-исторический тип.