Утруждая себя ни в чём.
Будущее подсистемы.
Нравственные качества
Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться.
7. Итог
- Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.
- Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?
(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)
- А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?
(Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)
- Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”
И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)
За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…)
(К этому уроку ученица Воронина Аня написала стихотворение.)
Кто есть истинный гражданин?
У кого-то есть талант
Землю засевать,
У кого-то есть талант
Книги создавать.
Кто-то трудится в земле,
В темных дырах шахт.
Ну а кто-то день и ночь
Не сменяет вахт.
Кто-то служит на границе,
Сторожит покой.
Кто-то лечит, кто-то строит, -
Вот закон простой.
Вот они, на ком земля
Держится подчас.
Истинными гражданами
Называем вас.
8. Домашнее задание (по выбору)
Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
“Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?
9. Оценки за урок выставляются “старшими” в группах на листах-экранах