Жизнь города Калинова в драме а. н. Островского «Гроза»
С первых же
сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» мы попадаем в мрачную обстановку
особого мира, который с легкой руки Н. А. Добролюбова получил название
«темное царство».
В купеческом мире города Калинова, где и
разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы». Кулигин,
местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. По
его словам, в Калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной
покорности, богатства и «бедности нагольной». Те, у кого «тугая мошна»,
стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше
денег наживать», да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают,
«торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из
зависти».
Ярким образным выражением проявлений грубости и вражды,
царящих в городе, становится купец Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и
«пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Это именно его
появление дает повод Кулигину произнести монолог о жестоких нравах
Калинова. Дикой — невежественный самодур, наделенный упрямством и
жадностью, деспот в своей семье и за ее пределами. Терроризирует он и
своего племянника Бориса, который «достался ему на жертву». Брань,
ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми,
это его натура, его характер, — содержание всей его жизни. «Унять-то его
некому, вот он и воюет».
Другим олицетворением «жестоких нравов»
города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова — еще один деспот.
«Ханжа, — характеризует ее Кулигин, — Нищих оделяет, а домашних заела
совсем». Кабаниха твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских
порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра
перемен. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы
устрашения: она въедливо, как ржа железо, «точит» своих близких. Дикой и
Кабанова открыто или под видом благочестия губительно действуют на
окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства,
делая их своими рабами. Потому что для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования