Лютеранская евангелическая церковь уже своим названием подчёркивает, что она руководствуется евангелием и не принимает ничего, что не находит себе ясного подтверждения в евангельских и апостольских писаниях. Церковь определяется как собрание всех верующих, в котором евангелие правильно проповедуется, а таинства правильно отправляются. Лютеранская церковь считается «видимой» и «невидимой». Она «видима», поскольку существует везде, где таинства правильно отправляются и евангелие правильно проповедуется, она «невидима», поскольку вера в сердцах людей невидима и известна только богу. В современном лютеранстве в этом вопросе имеются расхождения: одни лютеране подчёркивают её «видимый», а другие — «невидимый» характер.
Против иерархического принципа построения церкви лютеранство выдвинуло демократический принцип. «Избранный обществом, — писал Лютер, — будет истинным пастырем точно так же, как если бы посвятили его все епископы и папы». В отличие от католической церкви, лютеранская церковь не является централизованной, в мире существует ряд самостоятельных лютеранских церквей. Основной ячейкой церкви является церковная община, или конгрегация, — собрание верующих данного прихода, — которая управляется церковным советом во главе с пастором, приглашаемым, но не смещаемым конгрегацией. Церковный совет состоит из мирян, избираемых прихожанами.
Права общины ограничены. Она почти во всём подчинена вышестоящим церковным организациям, которые в свою очередь (например, и по сей день в скандинавских странах) подчинены светской власти.