Несмотря на то, что все солдаты облачены в одинаковую форму, глядя на
строй, по отдельным незначительным признакам можно безошибочно
определить статус каждого, и сколько ему осталось служить. Комплекс этих
микропризнаков и составляет суть статусной трансформации одежды и
главный универсальный принцип преобразования одежды в костюм.
Например, головные уборы в мировой культуре не только согревают
человека или дают ему тень, но являются знаком социальной
принадлежности, обеспечивают статусную адаптацию в социуме, обозначая
его социальную нишу. В армии все эти пилотки, шапки, панамы, фуражки
трансформируются соответственно статусу их владельцев по определенным
отработанным технологиям. Головной убор — это субститут головы,
переживающей свой статус. То же можно сказать и об остальных элементах
костюма, от нижнего белья до шинели, но наибольший интерес вызывает
семантика солдатского ремня. Мы ограничимся лишь краткими комментариями к
смысловым значениям этого ключевого элемента костюма.
Ремень —
ключ всей знаковой системы в одежде. Устав предписывает солдатам
срочной службы ремни из плотного дерматина. Кожаные ремни выпускаются
для курсантов военных училищ. Внешне они мало чем различаются и,
казалось бы, какая начальству разница, какой на солдате ремень —
полученный на складе или купленный в магазине. Однако это далеко не так.
Разница, как считают командиры, существенная, и они совершенно правы.
Кожаный ремень — максима в местной системе символов. Во-первых, это
инструмент инициации; во-вторых, он фактически находится в коллективной
собственности подразделения (“дед” отдает его своему “духу” при
инициации, а себе на дембель покупает новый); в-третьих, ремень как
субститут жизненных сил его владельца, воспроизводит физическую модель
времени, исчислением которого детерминирован процесс социального
воплощения вчерашнего “духа” как переход из ничто в нечто. Ремень в
армии — не просто календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы
службы, но модель временной протяженности жизненного пути и жизненной
сущности перепоясанного им тела. Такой ремень носят максимально
распущенным, несмотря на неудобство: основной символ своей социальной
полноценности мужчины, инициированные в экстремальных группах, носят
непосредственно на половом органе.
Семантика пояса в культуре
относит его образ и функцию к архетипическому порядку. Как уже
отмечалось выше, эта семантика заключается в знаковой визуализации идеи
жизненных сил, в которой пояс выступает в качестве оберега и субститута
организма. Таким образом, он обозначает временную протяженность,
единицей измерения которой является жизненный цикл. Во всех традиционных
культурах пояс имеет именно это значение. Надевание пояса обширно
используется в инициациях. Как символ воинского достоинства пояс мог
замещать в обрядах самого воина. В частности, у древних тюрков широко
практиковались погребения пояса вместо тела воина, когда его было
невозможно похоронить в силу каких-то обстоятельств. Идентичность
социально-знаковой функции ремня в армии и в архаических культурах дает
все основания рассматривать на их примерах феноменологию архетипов
коллективного бессознательного, их роли в культурных сообществах.