В каждом слове или предложении заложен смысл. Слова также состоят из звуков. Учёными давно установлено, что на психику оказывают влияние как смысловое содержание речи, так и её звуковая сторона. Хорошо известно мощное воздействие на эмоциональное состояние людей музыки, не несущей, казалось бы, никакой информации. Речевые звуки и звукосочетания оказывают на нас не меньшее влияние. В середине 1970-х гг. советский лингвист, доктор филологических наук Александр Журавлёв провёл на эту тему ряд исследований. Один эксперимент был проведён с маленькими детьми. Им показывали две матрёшки. Одна была большая, другая маленькая. Во всём остальном они были одинаковы. Детей просили отгадать: «Вот две сестрички. Одну зовут «А», другую «И». Которую из них зовут «И»»? Большинство детей показали на маленькую матрёшку.
Почему «А» большая, а «И» маленькая? В своей книге «Звук и смысл» Журавлёв пишет: «Звуки нам небезразличны, они вызывают у нас вполне определённые, устойчивые и в общем для всех сходные впечатления незвукового свойства. Они могут быть «хорошими» и «плохими», «большими» и «маленькими», «грубыми» и «нежными», «светлыми» и «тёмными» и т. п.».
Доктор филологических наук И.Н. Горелов, исследуя эту проблему, нарисовал несколько картинок. На них были изображены фантастические существа. Одно колючее, злое, угловатое, а другое добродушное, кругленькое, толстенькое. Затем этим существам он придумал названия: «мамлына» и «жаваруга». Картинки были напечатаны в газете «Неделя». Читателей просили угадать: где «мамлына» и где «жаваруга»? Почти все, приславшие ответы из разных уголков СССР, решили, что «мамлына» толстенькая и добродушная, а «жаваруга» злая и колючая. Как считает Журавлёв, причина здесь, по-видимому, в том, что звуки [м], [л], [н] ассоциируются у нас с чем-то округлым, мягким, приятным. А звуки [ж], [г], [р] - с чем-то страшным и угловатым.
Звуки речи не только несут информацию и влияют на эмоциональное состояние человека, но и несут скрытые образы.