В стихотворении «Валерик» сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев. Спокойное, мирное течение дня обрывается, когда спадает жара:
Чу — дальний выстрел
прожужжала
Шальная пуля…
славный звук…
В стихотворном повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску… Короткий его поединок с гребенским казаком:
Уж близко… выстрел… легкий дым…
Эй вы, станичники, га ним…
Что? ранен!.. — Ничего, безделка…
И завязалась перестрелка…
Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка» , а главное впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти» — Валерике. Только находясь в самой гуще событий, мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка, после которой долго речная «мутная волна//Была гепла, была красна» .
Завершив рассказ о том, как прошел «этот день кровавый» , поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием:
На вашем молодом лице
Следов заботы и печаль,
Не отыскать, едва пи.
Вблизи когда-нибудь
Как умирают. Дай вам бог
И не видать: иных Тревес?
Довольно есть…
Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.