Вариант 1
Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIII четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин, к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан, Г-жа Простакова,
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех, над кем смеются (Простаков, Простакова, Митрофан,
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Вариант 2
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова. ...даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть...»
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
Вариант 3
1)Сцена с портным Тришкой отлично раскрывает отношения в доме Простаковых.
так как при нем (т.к. он дворовый человек) никто не стесняется показать
свою истинную натуру «во всей красе». Г-жа Простакова —
помещица-самодурка, готовая заставить шить кафтан хоть медведя («Так
разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан
хорошенько».). Здесь же мы видим и упоминания о главной теме комедии:
«Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?»
Простаков — безвольный подкаблучник, у Скотинина «один обычай» со своей
сестрой, Митрофан — избалованный, ленивый, ничем не интересующийся
барчонок.
2) Отлично видны характеры почти всех персонажей в явлении VIIІ четвертого
действия — там, где Стародум устраивает так называемый «экзамен»
Митрофану. Герои делятся на два лагеря: действительно умные люди,
представители истинного просвещения (Стародум, Правдин. к ним примыкают
Милон и Софья) и глупые, невежественные люди (Митрофан. Г-жа Простакова.
Простаков, Скотинин). Главными средствами характеристики героев
являются ирония, сатира и сарказм (юмор в меньшей степени): через эти
приемы мы видим характеры и тех, кто смеется (в особенности Стародум и
Правдин), и тех. над кем смеются (Простаков. Простакова. Митрофан.
Скотинин). Например:
«Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное. потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо».
«Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен».
Но не только просвещенные смеются над глупыми, семья Простаковых-Скотининых и сама ставит себя в глупые положения:
«Г-жа Простакова. ...даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть...»
«Милон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй».
3) Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем.
Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков
никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь
на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме
главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех
его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество.
Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление
четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и
ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им
ни к чему, главное - денег побольше. Она любуется на сына, довольна его
ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное
просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что
образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда
прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т. д. По мнению
Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец,
не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин
использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков,
показывает всю неприглядность крепостного права.