Для того, чтобы понять это необходимо вернуться к той точке истории, когда путь Западной цивилизации кардинально и необратимо разошёлся с путями всех остальных цивилизаций.
Эта точка – Реформация.
Именно идеи Реформации породили, в конце концов то, что стало идеологией всего Западного общества. Но что же породило такое расхождение? Какие условия породили их? Почему Реформация принесла именно эти идеи?
Отсюда, прежде чем переходить к описанию культур, надо обязательно несколько слов сказать о том, что в первую очередь определяет вид и, в общем, траекторию эволюции той или иной культуры.
Что бросается в глаза сразу же, при рассмотрении наших культур это то, что между культурами Запада и России существует весьма конкретное качественное различие: на Западе утвердилась личностная модель, в России – коллективная, общественная. Это связано со следующими обстоятельствами.
Обстоятельство первое
Развитие Запада, начиная с XV –XVI веков, происходило в значительной степени за счёт ограбления колоний. Фактически Западная Европа как целое эксплуатировала огромные массы порабощённых людей. Внутренние противоречия сглаживались поступлениями из колоний. Запад был защищён от внешних нашествий. Только юго-восточный угол Европы стал ареной борьбы с Оттоманской империей. Но продвижение последней было остановлено благодаря сопротивлению сербов. Европа служила своего рода «островком благополучия», и на первый план вышли личностные интересы, личная выгода, права отдельного человека.
Отсюда кстати и накал их межгосударственных конфликтов – передел собственности. Кто сильнее – тот и прав! Поверженный враг – презренен. Его надо топтать, чтобы другим страшно было.
Россия же жила за счёт своего труда, сама создавала своё богатство. Ей также приходилось непрерывно отражать внешние нашествия с Запада и Востока. Всё это обусловило общинность, коллективный уклад. Не первый план ставились интересы общества в целом, без которого прожить было нельзя.
Только общество могло защитить отдельного человека, поэтому главная оценка в России – справедливо или нет (а не как на Западе: выгодно – не выгодно). В России так же было принято вступаться за слабых и обиженных, отмаливать грехи для себя и других. Отсюда же и восприятие войн: надо отбиться (не завоевать, как на Западе!) и вернуться к своей прежней жизни. Отсюда же и отношение к побеждённому врагу не как к более низкому и презренному, а как к таким же людям, как и они сами – их надо пожалеть и помочь им (они слабы и обижены).
Обстоятельство второе. Климат
Вот что пишет по этому поводу В. Кожинов:
«Один из главных истоков государственности и цивилизации Руси город Ладога в устье Волхова (к тому же исток, как доказала современная историография, изначальный; Киев стал играть первостепенную роль позже) расположен именно на 60-й параллели северной широты. Здесь важно вспомнить, что западноевропейские «колонизаторы» внедряясь в страны Южной Азии и Центральной Америки (например в Индию или Мексику), находили там высокоразвитые (хотя и совсем иные, нежели западноевропейская) цивилизации, но, добравшись до 60 градуса (в той же Северной Канаде) заставали там – даже в XX веке – поистине «первобытный» образ жизни. Никакие племена планеты, жившие в этих широтах с их климатическими условиями, не смогли создать сколько-нибудь развитую цивилизацию.
Вот и всё)