Человека окружают вещи. Всюду – дома, на улице, на работе. Всякие – посуда, автомобили, станки... Это так называемая «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражает уровень развития общества. В то же время весь предметный мир – от детской игрушки до гигантского промышленного комплекса – влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.
Рядом с нами в основном вещи, изготовленные на заводах и фабриках, громадными партиями и поэтому неотличимые друг от друга. Стандарт. Помните, в «Иронии судьбы, или С легким паром»: Первая индустриальная улица, Третья улица строителей, типовая мебель, типовая посуда...
Не нужно выпиливать лобзиком полочку в подарок маме, вышивать петухами «вафельное» полотенце, как любила бабушка, да и вязаные шерстяные носки проще купить в магазине. В Китае в ХХ веке вообще перешли на униформу, подражая великому Мао, а по улицам шествовали люди со стандартными цитатниками Великого кормчего...
Но именно в конце ХХ века весь мир вдруг почувствовал, что массовое производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении. От безликости существования возросло количество наркоманов, попыток суицида. Депрессия стала выходить на первое место, оставляя позади себя сердечно-сосудистые заболевания и онкологию. Люди зарабатывали деньги, но перестали мастерить, заниматься творчеством. Приходя со службы домой, человеку оставалось только удобно устроиться на диване и включить телевизор. Дети начали раздражать: они требовали вложения средств, а главное – внимания. Это раньше дедушка чинил табурет, бабушка вязала, мама пекла пироги, папа прилаживал полку, а дети вертелись рядом, постигая секреты их мастерства.
Почувствовав какую-то пустоту, люди потихоньку начали обращаться к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим. В Америке уже давно в моду вошли изделия, сделанные своими руками. Люди стали ценить не только личную индивидуальность, но и собственное лицо своего жилища. А ведь это все может дать богатейшее народное искусство России...
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Вместе с голубой керамикой в наш дом приходит частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости – частичка самобытной культуры народов Чукотки. А Хохлома? Разве это не яркий символ России?
В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться – таково требование народа.
Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты. За ними не одно поколение безвестных мастеров.
В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но посмотрите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей.
Многие мотивы вошли в творчество народов в XVII-XIX веках – источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Образы становились выражением народного мировоззрения, приобретая даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках
2 вариант
Да, потому, что человечество развиваясь по спиралевидному принципу находит новое в старом!