1.
Объясните, как найти в словах указанные части слова.
снежок
(корень)
позвонит
(приставка)
медвеженок
(суфикс)
гроза
(окончание)
снежок
– чтобы найти корень, подберем однокоренные слова: снег, снежный, снеговик,
снежинка. – неизменяемая часть – снеж – несет осоновное значение – это корень.
Медвежонок
– чтобы найти суффикс, надо изменить форму слова, найти корень, найти
окончание. Часть слова после корня перед окончанием и есть суффикс.
Медвежонок
– медведь, медвежий, медведица – корень «медвед/ж». Теперь меняем форму слова:
медвежонку, медвежонка, медвежонке. В слове медвежонок нулевое окончание.
Значит, суффикс данного слова – онок.
Позвонит
– чтобы найти приставку, надо, подобрав однокоренные слова, найти корень, часть
слова перед корнем и будет приставкой. Позвонит, звонит, звон, звонок, звонкий.
– корень «звон», значит, приставка «по».
Гроза
– чтобы найти окончание, надо изменить форму слова: гроза, грозы, грозе,
грозой. В слове «гроза» окончание «а».
2.
Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.
Рассмотрим
значение каждого слова:
Вязать
– плести что-либо крючком. Спицами и на машине.
Вязкий
– топкий, засасывающий.
Несмотря
на то, что корень «вяз» в данных словах этимологически общий, в результате
развития зыка значения слов полностью разошлись, а мы знаем. Что однокоренные
слова – это слова не только с общим корнем, но и с похожим значением.
Кроме
того, мы можем подобрать синонимы к данным словам:
Вязать
– соединять, сплетать, скручивать.
Вязкий
– тягучий, липкий, клейкий, топкий.
И антонимы:
Вязать
– распускать.
Вязкий
– твердый.
Как
видим, синонимичные и антонимичные ряды подтверждают абсолютное несовпадение
лексических значений рассматриваемых слов в современном русском языке, значит,
слова «вязкий» и «вязать» не являются однокоренными.
3.
Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ:
а)
берег, берега, береговой, побережье –лишнее «береговой» - это прилагательное,
три остальных – существительные.
б) дальний,
синий, зимний, соседний – лишнее «синий» - это качественное прилагательное,
остальные – относительные.
в)
солнце, пальто, облако, весна – лишнее «весна» - слово женского рода, остальные
три – среднего.
4. В
какие группы по составу можно объединить данные слова? Назовите часть слов,
которая их объединяет:
Белый,
побелеть белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький,
жёлтый. К выделенному слову подобрать другое слово с таким же составом.
А.
корень+окончание: бел/ый, желт/ый.
Б.
корень+суффикс+окончание: бел/изн/а, желт/изн/а, голуб/еньк/ий, бел/еньк/ий (мил/еньк/ий).
В.
Пристака+корень+суффикс+окончание: по/бел/е/ть, по/крас/н/е/ть.
5.
Объяснить, в каком порядке вы разберете по составу слова записка и подоконник.
Ищу корень,
ищу окончание, ищу суффикс, ищу пристаку.
Подоконник
– под окном, окно, оконный, окошко: корень «окон»; подоконника, подоконником,
подоконнику: окончание нулевое, суффикс «ник», приставка «под».
Записка
– записать, писать, письмо, пишет: корень «пис»; записка, запиской, записке:
окончание «а», суффикс «к», приставка «за».
6.
Образовать от слова дорога слова со
следующими значениями:
а)
"маленькая, узкая дорога" - дорожка
б)
"тот, кто строит дороги" - дорожник
в)
прилагательное к слову дорога - дорожный
г)
"трава, растущая вдоль дороги" - подорожник
7.
Назовите слово.
приставка,
суффикс, и окончание те же, что и в слове подберёзовик,
корень - как в слове осинник. – подосиновик.