К программным (от греческого «программа» — «объявление»,
«распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют
определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или
избранное самим композитором. Благодаря конкретному содержанию
программная музыка более доступна и понятна слушателям. Ее выразительные
средства особенно рельефны и ярки. В программных произведениях
композиторы широко используют оркестровую звукопись, изобразительность,
сильнее подчеркивают контраст между образами-темами, разделами формы и
др.
Богат и разнообразен круг образов и тем программной музыки. Это и
картина природы — нежные краски «Рассвета на Москве-реке» в увертюре к
опере М. П. Мусоргского «Хованщина»; мрачное Дарьяльское ущелье, Терек и
замок царицы Тамары в симфонической поэме М. А. Балакирева «Тамара»;
поэтичные пейзажи в произведениях К. Дебюсси «Море», «Лунный свет».
Сочные, колоритные картины народных праздников воссозданы в
симфонических произведениях М. И. Глинки «Камаринская» и «Арагонская
хота».
Многие сочинения этого вида музыки связаны с замечательными
произведениями мировой литературы. Обращаясь к ним, композиторы в музыке
стремятся раскрыть те нравственные проблемы, над которыми размышляли
поэты, писатели. К «Божественной комедии» Данте обращались
П. И. Чайковский (фантазия «Франческа да Римини»), Ф. Лист («Симфония к
„Божественной комедии" Данте»). Трагедией У. Шекспира «Ромео и
Джульетта» вдохновлены одноименные симфония Г. Берлиоза и
увертюра-фантазия Чайковского, трагедией «Гамлет» — симфония Листа. Одна
из лучших увертюр Р. Шумана написана к драматической поэме
Дж. Г. Байрона «Манфред». Пафос борьбы и победы, бессмертие подвига
героя, отдавшего жизнь за свободу родины, выразил Л. Бетховен в увертюре
к драме И. В. Гёте «Эгмонт».
К программным произведениям относятся сочинения, которые принято
называть музыкальными портретами. Это фортепьянная прелюдия Дебюсси
«Девушка с волосами цвета льна», пьеса для клавесина «Египтянка»
Ж. Ф. Рамо, фортепьянные миниатюры Шумана «Паганини» и «Шопен».
Иногда программа музыкального сочинения бывает навеяна
произведениями изобразительного искусства. В фортепьянной сюите
«Картинки с выставки» Мусоргского отразились впечатления композитора от
выставки картин художника В. А. Гартмана.
Масштабные, монументальные произведения программной музыки
связаны с важнейшими историческими событиями. Таковы, например, симфонии
Д. Д. Шостаковича «1905 год», «1917 год», посвященные 1-й русской
революции 1905—1907 гг. и Октябрьской революции.
Программная музыка издавна привлекала многих композиторов.
Изящные пьесы в стиле рококо писали для клавесина французские
композиторы 2-й половины XVII — начала XVIII в. Л. К. Дакен («Кукушка»),
Ф. Куперен («Сборщицы винограда»), Рамо («Принцесса»). Итальянский
композитор А. Вивальди четыре скрипичных концерта объединил под общим
названием «Времена года». В них созданы тонкие музыкальные зарисовки
природы, пасторальные сценки. Содержание каждого концерта композитор
изложил в развернутой литературной программе. И. С. Бах одну из пьес для
клавира шутливо назвал «Каприччо на отъезд возлюбленного брата». В
творческом наследии Й. Гайдна больше 100 симфоний. Среди них есть и
программные: «Утро», «Полдень», «Вечер и буря».
Важное место заняла программная музыка в творчестве композиторов-романтиков.
Портреты, жанровые сценки, настроения, тончайшие оттенки человеческих
чувств тонко и вдохновенно раскрыты в музыке Шумана (фортепьянные циклы
«Карнавал», «Детские сцены», «Крейслериана», «Арабеска»). Своеобразным
музыкальным дневником стал большой фортепьянный цикл Листа «Годы
странствий». Под впечатлением от поездки в Швейцарию написаны им пьесы
«Часовня Вильгельма Телля», «Женевские колокола», «На Валлендштадском
озере». В Италии композитора покорило искусство великих мастеров эпохи Возрождения.
Поэзия Петрарки, картина Рафаэля «Обручение», скульптура Микеланджело
«Мыслитель» стали своеобразной программой в музыке Листа.
Французский симфонист Г. Берлиоз воплощает принцип программности
не обобщенно, а последовательно раскрывает сюжет в музыке.
«Фантастическая симфония» имеет развернутое литературное предисловие,
написанное самим композитором. Герой симфонии попадает то на бал, то в
поле, то идет на казнь, то оказывается на фантастическом шабаше ведьм. С
помощью красочного оркестрового письма Берлиоз добивается почти
зрительных картин театрального действия.
К программной музыке часто обращались русские композиторы.
Фантастические, сказочные сюжеты легли в основу симфонических картин:
«Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова,
«Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро» А. К. Лядова. Созидательную
силу человеческой воли и разума воспел А. Н. Скрябин в симфонической
поэме «Прометей» («Поэма огня»).