Итоги Реформ Ф.Рузвельта

0 голосов
47 просмотров

Итоги Реформ Ф.Рузвельта


История | 47 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Осуществляя экономические реформы, ньюдилеры руководствовались

прежде всего прагматическими соображениями. Однако в их действиях

вырисовывалась определенная объективная историческая закономерность:

они подталкивали и форсировали государственно-монополистические

тенденции в развитии американского капитализма.

Степень эффективности финансово-экономических мер «нового курса»

как средства выведения экономики из кризиса и как барьера против

спадов была далекой от того, на что рассчитывали их инициаторы. Не-

ожиданное для ньюдилеров наступление нового экономического кризиса

в 1937 г.— лучшее тому доказательство. Вместе с тем реформы «нового

курса» оказались орудием усиления государственно-монополистического

характера американского капитализма. Индекс промышленного производ-

ства поднялся в 1939 г. от уровня 1932 г. на 90%. Что касается расхо-

дов федерального правительства, то в 1932—1940 гг. они выросли с

4266 млн. до 10 061 млн. Государственные расходы — один из важнейших

институтов   государственно-монополистического  капитализма.   Их  резкое

и устойчивое возрастание за относительно короткий срок и есть одно из

доказательств перерастания американского монополистического капита-

лизма в государственно-монополистический.

Тот же самый объективный результат долгосрочного действия дали и.

социальные мероприятия ньюдилеров. Наряду с функцией экономического

регулирования сформировалась обособившаяся функция социальной дея-

тельности государства. Заметно видоизменились в годы «нового курса»

идейно-политические устои двухпартийной системы. Демократнческая.

партия стала прибежищем неолиберализма. Первые шаги наметились в

переориентации республиканцев в неоконсервативном направлении.

Кризис 1929—1933 гг. и «новый курс» стали тем временем, когда

были сделаны шаги в дальнейшем развитии государственно-монополи-

стического капитализма. Если «новый курс» рассматривать как единство

двух линий: с одной стороны, развитие государственно-монополистиче-

ского регулирования и, с другой — проведение социальных реформ

с учетом требований масс, то можно считать, что в 1939 г. эта страница

закрывается. В социальном реформаторстве «новый курс» после победы

ньюдилеров на выборах 1936 г. продвинулся сравнительно незначитель-

но. В их актив можно записать лишь принятие закона о регулировании

условий труда в 1938 г. и расширение ассигнований на помощь безра-

ботным.

Позиции ньюдилеров  были основательно подорваны кризисом  1937—

1938        гг. Если демократы называли крах 1929—1933 гг. «гуверовской деп-

рессией», то республиканцы, следуя сложившимся принципам политикан-

ства,   окрестили   очередной   кризис   «рузвельтовской   рецессией».   Новый

кризис  подорвал  веру в  эффективность  реформ.  Ньюдилеры  все  более

теряли инициативу.

После выборов 1938 г. рузвельтовское окружение оказалось в «заме-

шательстве относительно следующей фазы нового курса». Президент был

«склонен двигаться с осторожностью» в своих взаимоотношениях с конг-

рессом и демонстрировал «умеренность». Спикер палаты представителей

алабамский демократ У. Бэнкхэд заявил, что главные цели «нового кур-

са» «практически достигнуты» и необходимость в дальнейших реформах

отпала91. В ежегодном послании о положении страны, с которым

Ф. Рузвельт выступил в январе 1939 г., не выдвигалось никаких реформ.

Президент официально провозгласил окончание «периода внутренних

конфликтов,   связанных   с   программой   реформ» 92.   Пригласив   6   марта

1939        г. в Белый дом вице-президента Д. Гарнера, лидера демократов в

сенате   О.   Баркли,   спикера   У.   Бэнкхэда   и   лидера   демократического

большинства в палате представителей С. Рэйбэрна, Ф. Рузвельт заверил

капитолийскую   верхушку,   что   никаких   планов   дальнейших   реформ   у

него нет 93.

Итак, закончилась полоса социальных реформ, но государственное ре-

гулирование экономики продолжалось и после 1938 г. Государственно-мо-

нополистическая сущность «нового курса» оказалась явлением необрати-

мым. Важнейшим итогом «нового курса» было также и то, что он ознаме-

новал серьезный сдвиг в социальном развитии страны.




(102 баллов)