Осуществляя экономические реформы, ньюдилеры руководствовались
прежде всего прагматическими соображениями. Однако в их действиях
вырисовывалась определенная объективная историческая закономерность:
они подталкивали и форсировали государственно-монополистические
тенденции в развитии американского капитализма.
Степень эффективности финансово-экономических мер «нового курса»
как средства выведения экономики из кризиса и как барьера против
спадов была далекой от того, на что рассчитывали их инициаторы. Не-
ожиданное для ньюдилеров наступление нового экономического кризиса
в 1937 г.— лучшее тому доказательство. Вместе с тем реформы «нового
курса» оказались орудием усиления государственно-монополистического
характера американского капитализма. Индекс промышленного производ-
ства поднялся в 1939 г. от уровня 1932 г. на 90%. Что касается расхо-
дов федерального правительства, то в 1932—1940 гг. они выросли с
4266 млн. до 10 061 млн. Государственные расходы — один из важнейших
институтов государственно-монополистического капитализма. Их резкое
и устойчивое возрастание за относительно короткий срок и есть одно из
доказательств перерастания американского монополистического капита-
лизма в государственно-монополистический.
Тот же самый объективный результат долгосрочного действия дали и.
социальные мероприятия ньюдилеров. Наряду с функцией экономического
регулирования сформировалась обособившаяся функция социальной дея-
тельности государства. Заметно видоизменились в годы «нового курса»
идейно-политические устои двухпартийной системы. Демократнческая.
партия стала прибежищем неолиберализма. Первые шаги наметились в
переориентации республиканцев в неоконсервативном направлении.
Кризис 1929—1933 гг. и «новый курс» стали тем временем, когда
были сделаны шаги в дальнейшем развитии государственно-монополи-
стического капитализма. Если «новый курс» рассматривать как единство
двух линий: с одной стороны, развитие государственно-монополистиче-
ского регулирования и, с другой — проведение социальных реформ
с учетом требований масс, то можно считать, что в 1939 г. эта страница
закрывается. В социальном реформаторстве «новый курс» после победы
ньюдилеров на выборах 1936 г. продвинулся сравнительно незначитель-
но. В их актив можно записать лишь принятие закона о регулировании
условий труда в 1938 г. и расширение ассигнований на помощь безра-
ботным.
Позиции ньюдилеров были основательно подорваны кризисом 1937—
1938 гг. Если демократы называли крах 1929—1933 гг. «гуверовской деп-
рессией», то республиканцы, следуя сложившимся принципам политикан-
ства, окрестили очередной кризис «рузвельтовской рецессией». Новый
кризис подорвал веру в эффективность реформ. Ньюдилеры все более
теряли инициативу.
После выборов 1938 г. рузвельтовское окружение оказалось в «заме-
шательстве относительно следующей фазы нового курса». Президент был
«склонен двигаться с осторожностью» в своих взаимоотношениях с конг-
рессом и демонстрировал «умеренность». Спикер палаты представителей
алабамский демократ У. Бэнкхэд заявил, что главные цели «нового кур-
са» «практически достигнуты» и необходимость в дальнейших реформах
отпала91. В ежегодном послании о положении страны, с которым
Ф. Рузвельт выступил в январе 1939 г., не выдвигалось никаких реформ.
Президент официально провозгласил окончание «периода внутренних
конфликтов, связанных с программой реформ» 92. Пригласив 6 марта
1939 г. в Белый дом вице-президента Д. Гарнера, лидера демократов в
сенате О. Баркли, спикера У. Бэнкхэда и лидера демократического
большинства в палате представителей С. Рэйбэрна, Ф. Рузвельт заверил
капитолийскую верхушку, что никаких планов дальнейших реформ у
него нет 93.
Итак, закончилась полоса социальных реформ, но государственное ре-
гулирование экономики продолжалось и после 1938 г. Государственно-мо-
нополистическая сущность «нового курса» оказалась явлением необрати-
мым. Важнейшим итогом «нового курса» было также и то, что он ознаме-
новал серьезный сдвиг в социальном развитии страны.