По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы
Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не
оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт
придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен
неуспехом его у читателей и критики. «Самая зрелая из всех моих
стихотворных повестей, — писал Пушкин в одной статье, — та, в которой
все почти оригинально.. . «Полтава» , которую Жуковский, Гнедич,
Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал,
«Полтава» — не имела успеха... »
Сложность поэмы состояла в том, что
в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не
свя¬занные между собой темы.
Первая тема — судьба русского
государства среди других европейских стран, способность русского народа
отстоять свою государственную самостоятельность в борь¬бе с сильнейшими
противниками. Эта тема (борьба непо¬бедимого полководца Карла XII с
Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему
событиями 1812—1815 годов — нашествием Наполеона и поражением его,
«когда падением ославил муж рока свой попятный шаг» . Пушкин считал,
что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала
свою крепость и силу.
...Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
Центральным эпизодом этой темы является Полтав¬ский бой, центральным героем ее — Петр I.
Другая
тема, которая не могла не встать перед Пушки¬ным, как государственным
мыслителем, — тема многона¬ционального русского государства, вопрос об
историчес¬кой закономерности объединения разных наций в одно государство
и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин
развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося
при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в
строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота,
борющегося за осво¬бождение родины, а как коварного властолюбца,
презира¬ющего и свободу, и родину.
Пушкин не был бы великим
гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими
размыш¬лениями о государстве, восхвалением его мощи и не поду¬мал бы о
судьбе отдельной личности, частного человека.
Третья тема «Полтавы» —
судьба человека, далекого от участия в политических событиях его
времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории.
Мария —
сильная и страстная женщина. Она преодо¬левает религиозные препятствия
(Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее
мужем) , проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе
личное счастье.. . Но неожиданные для нее грандиозные и страшные
исторические события становятся причиной ее гибели. Поместив
драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец
поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведе¬нию.
«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти
ужасы, — вот что увлекло меня» , — писал Пушкин в одной заметке.