История и культура Древнего Египта не перестает привлекать своей таинственностью и многообразием. Ученые изучают древнейшую в мире цивилизацию на основе памятников архитектуры, культуры, письменности, особенностей религии и духовной жизни, традиций и записей древних историков. Судьба этого государства всегда зависела от главного источника воды – Нила. Поэтому в первую очередь ученые пытались понять, какую роль играла главная водная артерия в жизни египтян, как возникла река Нил в Древнем Египте, разлив Нила и все, что с ним связано.
«Айгюптос и Нейлос»
Знаете ли вы, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» - именно так греки называли Нил. Немного позже этим словом греки стали обозначать не только величайшую в мире реку, но и поселения людей в долине, которые располагались по ее берегам. А сам Нил стали называть «Нейлос».
Великий Геродот указывал, что Египет – это «Дар реки». Почему? Древний историк и философ объяснял, что разливаясь, Нил образовал часть суши (Геродот ее называет Дельтой), которую впоследствии заселили люди. Поэтому его определение «Дар реки» можно понимать буквально.
Слова Геродота подтвердил полководец Александра Македонского Неарх, который определил равнины около реки ее «порождением». А Павсаний – спартанский полководец времен царя Леонида – тоже отмечал, что дельту образует река Нил, а не море, как ошибочно полагали тогда историки и географы.
Однако, до сих пор истоки Нила не известны. Геродот считал, что он «зародился» от снегов, которые таяли в его верховьях. Моряки египетского царя Птолемея II намекали, что разливался Нил в период ливней на Эфиопском нагорье. А мореплаватели проникли дальше, чем кто-либо другой из путешественников древности – в южную часть страны. Во всяком случае, Птолемей утверждал, что исток Нила расположен в Лунных горах, и так считалось до Нового времени или Новой истории, которая началась в эпоху Возрождения.
Покровителем Нила у древних египтян считался бог Хапи. В классической же живописи и скульптуре Нил было принято изображать, как божество с закрытой тканью головой. Ткань была задрапирована, что означало «неведомость» происхождения.
У самой знаменитой статуи божества, которая была найдена в начале XVI века, на голове был венок из цветов лотоса и пшеничных колосьев. В руке возлежащий бог держал рог изобилия, тем самым олицетворяя Нил, как источник благ и хлеба для египтян. Скульптуру создал мастер эпохи Флавиев – династии римских императоров, которые правили Римской Империей в I столетии нашей эры.
"Ахет"
Нил разливался в июле, и длился этот период почти четыре месяца. Четырехмесячный разлив реки стоял в древнеегипетском календаре, как первое время года - «ахет». Жизнь египтян, которая в первую очередь зависела от разлива Нила и уровня его воды, и определила существующий тогда календарь, состоящий всего из трех времен года.
Когда наступал «ахет», то сельскохозяйственные и земледельческие работы прекращались. Это было время религиозных праздников. Разлившийся Нил представлял собой красочную картину: по его водам плыли праздничные суда и грузовые корабли.
Во время «ахета» велись строительные работы по восстановлению и возведению пирамид и гробниц повелителей, а также великолепных храмов. По одной из теорий, на такие работы пригоняли тысячи крестьян, фермеров и пахарей, которые вынуждены были гнуть спины, чтобы не угодить под кнут надсмотрщиков. Эта версия имеет место быть, но не однозначна: есть еще версии о наемных рабочих. А также об исполинах-атлантах, которые построили пирамиды намного раньше зарождения Египта. А во время «ахета» местные жители только реконструировали постройки, используя в качестве строительного материала обломки и глыбы от древних строений.
"Перет и Шему"
Второе время года называлось «перет», что означало «выхождение» или «сезон посева». На полях появлялись и прорастали всходы. Чтобы их поливать, египтяне проводили каналы и канавки, в которых «хранилась» вода, накопленная во время «ахет». Поливать будущий урожай приходилось несколько месяцев, ведь в Египте, как и в наше время, так и тогда дождей практически не наблюдалось.