В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал
летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям
казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот
не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому
смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет
«от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени
Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков
меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему
Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь
взял меч.
Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей
комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее.
Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел
брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия.
Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело
Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить.
Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его
слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую
полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя
мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония
ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила
привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась
сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял
всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза,
но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд
своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все
язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок
льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время,
пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы
князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что
это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить
и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся
здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания
жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь
уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом
вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел
умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию
из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек
рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку
крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После
обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел
в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают
видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство
и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии.
Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь
следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось
при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением,
ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония
уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще
один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она
велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить.
И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония
пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой
жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие
деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти
деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония
собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали
просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.