Какие средства связи предложений в тексте вы знаете? назови их и приведи примеры

0 голосов
32 просмотров

Какие средства связи предложений в тексте вы знаете? назови их и приведи примеры


Русский язык | 32 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Структурными средствами связи предложений в тексте являются местоимения, лексические повторы, синонимические замены, союзы, синтаксический параллелизм и др. ... Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности.

(38 баллов)
0 голосов

Разные средства связи предложений служат для того, чтобы текст достиг грамматической и смысловой связанности. Их делят на синтаксические, морфологические и лексические.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

Синтаксические. Слова, принадлежащие к одной тематической группе. Например: "Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. 

Лексические повторы  В разных жанрах и стилях лексические повторы по-разному употребляются. Описание также довольно часто использует повторы. Пример можно привести следующий: "Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания".

Синонимические замены и синонимы Пример: "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи".

Антонимы (включая и контекстуальные). Пример: "Друг спорит. Недруг же поддакивает"

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло".

Использование указательных, личных (в третьем лице) и других местоимений в качестве замены слов предыдущего предложения: "Человеку по наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного общения".

Употребление наречий места и времени, которые могут относиться по смыслу сразу к нескольким предложениям. Они выступают при этом как самостоятельные. Пример, где используются подобные средства связи слов в предложении: "Справа виднелось озеро. Блестели его воды. Небольшие рощи зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и тишина".

Единство различных временных форм употребляющихся в тексте глаголов-сказуемых. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Неожиданно наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись звезды на небе".

Использование наречий и различных степеней сравнения прилагательных. Пример: "Место было замечательное. Лучше было нельзя и придумать" или "Мы взобрались на гору. Выше уже не было ничего в округе".

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Синтаксический параллелизм, который предполагает наличие одинакового порядка слов, а также морфологической оформленности определенных членов предложений, стоящих рядом. Пример: "Детство - беззаботное время. Зрелость - серьезная пора". Еще один пример: "Прошел последний день, оставшийся до Рождества. Наступила ясная зимняя ночь. Поднялся месяц величаво на небо, чтобы посветить всему миру и добрым людям". Заметим, что все три эти предложения строятся по схеме "подлежащее + сказуемое". Текст благодаря такому приему, как синтаксический параллелизм, становится точным, "стройным" с точки зрения структуры. Одинаковое расположение соответствующих членов, кроме того, структурирует сообщаемую информацию и помогает нам установить связи между отдельными явлениями. Синтаксический параллелизм встречается в тексте довольно часто, однако не следует его специально "придумывать": он "виден" традиционно посредством одинаковых форм. Синтаксический параллелизм используется и как средство связи в сложном предложении между его частями.

Парцелляция (то есть деление) различных конструкций, изъятие какой-либо части из предложения и ее оформление (после точки) в качестве отдельного, самостоятельного неполного. "Любить свою страну - это значит жить одной жизнью с нею. Страдать, когда ей тяжело. Радоваться, когда у Родины праздник".

Использование в тексте неполных предложений. Пример: "Знаете ли вы, о чем мы рассуждали? О живописи, музыке, литературе".

Использование вводных предложений и слов, риторических вопросов, обращений. Пример: "Необходимо, во-первых, выяснить, что же важнее всего именно сейчас. Во-вторых, следует начать действовать незамедлительно".

Использование обратного либо прямого порядка слов. "Я приеду утром. Приеду я, чтобы увидеть тебя".

В тексте, помимо указанных, могут использоваться также ассоциативные или семантические связи частей.

(100 баллов)