"Все
в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но
Матисс рисовал ее с восхищением", – писал о Лидии Делекторской советский
писатель Даниил Гранин, хорошо ее знавший.
Великий
художник тоже был светлым человеком. "Матисс потому и Матисс, что у него внутри
есть Солнце!" – говорил Пабло Пикассо. Наверное, именно поэтому эти два
человека нашли друг друга и не расставались до самой смерти мастера.
"Здравствуйте, месье! Я пришла к вам по объявлению, которое прочитала на
автобусной остановке. Я из России. Меня зовут Лидия Делекторская", – робко
произнесла она. Бедная русская эмигрантка, волей судеб оказавшаяся в Ницце,
никак не решалась войти и сделала это только после настойчивых приглашений
хозяина, открывшего ей дверь. Так осенью 1932 года она переступила порог мастерской
Анри Матисса, знаменитой "Режины", не зная о том, что перед ней – великий
художник. Матиссу тогда было 63, Лидии – 22. Она отчаянно нуждалась в работе, а
по французским законам эмигранты могли претендовать лишь на определенные
вакансии – манекена в модном доме, статиста на киносъемке, сиделки или
натурщицы. То, что Матисс взял ее к себе в помощники, было для Лидии, уставшей
подрабатывать на изнурительных танцевальных марафонах и плохо знавшей
французский язык, большой удачей.